Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.


 

Поиск по сайту

Приглашаем псаломщицу

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Николо-Погост приглашает псаломщицу на постоянную работу.

Все справки у настоятеля храма иеромонаха Андрея (Кочетова).

Номер телефона: 8-929-049-07-77

Православный календарь

Крещение детей

Внимание! Все, кто желает крестить своих детей, предлагается заполнить опросный листок (будущим крестным родителям) и отправить документ на нашу электронную почту: radosti-zisni@yandex.ru

Скачать опросный листок можно здесь

Подробнее об ответственности крестных и родителей по ссылке

Заказ сорокоуста

Не забудьте указать имя в форме Яндекса!

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001775518019  
( Храм с.Николо-Погост )
 
+ Николо-Погост. Книга 2 СЕЛЕЗНЕВЫ ИЗ ДЕРЕВНИ ЛОСЕВО
СЕЛЕЗНЕВЫ ИЗ ДЕРЕВНИ ЛОСЕВО | Печать |  E-mail

Крестьяне Николо-Погоста и полукругом охватывающих его близких и дальних деревень были до 1861 года крепостными графини Стенбок-Фермор, платили оброк и, таким образом, от произвола помещиков особо не страдали.

В деревне Лосево, откуда родом Яков Петрович Селезнев, с конца XIX века до 40-х годов XX века насчитывалось не более 18 домов. В деревне почти все были середняки. Многие хорошие плотники по зимам нанимались на строительство барж в Балах- не, а также собирались в артели, подряжались и выезжали на эту работу в Сибирь.

У Якова Петровича Селезнева (14.10.1844 —20.08.1914) было три сына и три дочери. Старший сын, Михаил Яковлевич (1875 г. р.), в 22 года стал рабочим Сормовского завода. В 1921 — 1924           годах жил в Лосеве, крестьянствовал, строил дом. С января 1925          года работал в мехмастерской на строящейся Балахнинской электростанции разметчиком до конца 1950 года. Умер 16 фев­раля 1951 года, прожив 75 лет. Похоронен в Кубенцеве.

Средний сын, Константин Яковлевич (1882 г. р.), крестьян­ствовал. В 1925 году вышел на отруб, получив 8 гектаров заболоченной земли, и работал на отрубе единоличником до коллективизации. Дети Константина Яковлевича: Анатолий Константинович (1909—1987) работал шофером, Николай Кон­стантинович (1910—1995) был учителем, директором, завучем в

Николо-Погостинской школе, дочь Вера Константиновна (1920 г. р.) работала учителем в Балахне.

Младший сын Якова Петровича, Николай Яковлевич (1883 г. р.), после военной службы (участник Первой мировой войны) выучился на фельдшера, жил и работал фельдшером на Бору. Умер в январе 1975 года в возрасте 91 года. Николай Яковлевич постоянно переписывался со своим племянником Павлом Михайловичем. Н. Я. Селезнев был очень интересным человеком. Как медик, следил за своим здоровьем и оказывал помощь другим. Читал лекции о вреде курения и алкоголя, которые пользовались успехом, интересовался всеми событиями в стране и за рубежом.

Дочери Якова Петровича: Глафира, Клавдия, Таисья.

Яков Петрович был человеком уважаемым и 18 лет прослу­жил в Балахнинской уездной управе. Уволился в 1905 году с небольшой пенсией. Очень любил чай. В воскресные дни и по праздникам ходил в церковь. Придя из храма, выпивал из поставленного ему самовара до 12 чашек чая. Только после чаепития все садились за стол обедать. Чай покупал Яков Петрович на Нижегородской ярмарке. Пока работала ярмарка, он пробовал разный чай и закупал впрок такой, который ему больше всего понравился.

Михаил Яковлевич, старший сын Якова Петровича и Пела­геи, лет с 19 начал задумываться, как ему жить в дальнейшем. «Ну, сестры выйдут замуж, а хозяйство, землю придется делить на три части (на трех братьев), угрожает бедность», — рассуждал он. Потом узнал, что на Сормовском заводе нанимают на работу, но устроиться туда трудно. Он решил во что бы то ни стало поступить туда на любую работу. Для этого надо было уговорить родителей, чтобы отпустили в город. И ему это удалось, правда, не сразу. Отец, Яков Петрович, заявил: «Нет, прежде я тебя женю, а то ты один избалуешься, выпивать станешь». Сын ответил: «Не хотел бы я, батюшка, сейчас жениться, лучше потом, когда уж устроюсь». Яков Петрович сказал: «Нет, только так, выбирай невесту, скоро святки, сосватаем тебя». — «Да никто мне не нравится из знакомых девок», — ответил сын. Тогда Якову Петровичу подсказали: «Вот невеста». Сначала съездили туда одни родители, второй раз поехали с ним. Невеста понравилась ему, и он ей тоже. И в святки 1898 года они обвенчались и отгуляли свадьбу. Невесте было почти 17 лет, жениху — 22 года.

Лидия Карповна, так звали жену Михаила Яковлевича, родилась в феврале 1881 года в деревне Авдонино Зиняково- Смольковской волости. Отец ее — Карп Иванович Воронков, мать — Татьяна Ивановна. Деревня находилась в 15 верстах от Лосева. На месте этой деревни в 1955 году был только один дом.

Лидия Карповна жила сначала в большой семье Якова Петровича — за стол садилось восемь человек. А потом, когда Михаил Яковлевич устроился на Сормовский завод, Лидия Карповна стала жить с ним на частной квартире.

Работал Михаил Яковлевич сначала молотобойцем (зарплата 50 коп. в день, потом 75 коп.). Рабочий день составлял Ючасов — с 7 утра до 7 вечера с 1,5-часовым перерывом на обед.

Михаилу Яковлевичу удалось окончить курсы при церков­но-приходской школе, организованные администрацией Сор­мовского завода, и устроиться учеником разметчика. Потом он работал разметчиком и получал приличную зарплату, но связи с деревней не порывал. И эта связь семье очень пригодилась, ведь в период Гражданской войны на заработанные за месяц деньги можно было купить всего одну меру картошки (деревянная емкость объемом 20 литров — так продавали картошку, рожь).

Лидия Карповна после смерти Михаила Яковлевича жила одна в той же квартире (ее комната была в квартире одного из домов ГОГРЭС — ул. Свердлова, 9, кв. 19), потом около года жила в семье сына, Геннадия Михайловича, в г. Томске-7. Умерла 8 августа 1958 года, похоронена в Томске-7 на кладбище близ поселка Сосновка.

Генеалогическое древо до Якова Петровича выглядит так: отец Якова Петровича — Петр Васильевич, дедушка — Василий Григорьевич, прадедушка — Григорий Иванович, прапраде­душка — Иван Иванович Селезнев.

В деревне жили Степан и Николай Степанович Селезневы. Степан, возможно, был братом Василию или даже Григорию, и от них пошла другая ветвь.

В Лосеве были два старых дома по соседству с Яковом Петровичем, два семейства Селезневых. В одном жил Григорий, лет на пять старше Михаила Яковлевича, в другом — Михаил Алексеевич, лет на 8 — 10 его моложе, и они между собой не были двоюродными братьями. Вероятно, они из ветви Степана.

А тому, что отца Якова Петровича звали Петром Васильеви­чем, могут быть два подтверждения:

1)        на усадьбе дома Селезневых стояли очень толстые и высокие березы (спилены в 1932 — 1934 гг.), о которых Яков Петрович говорил Михаилу Яковлевичу, а Михаил Яковлевич — своему сыну, Геннадию Михайловичу, что их посадил дедушка Василий;

2)        в семье Якова Петровича до рождения Михаила Яковле­вича родился мальчик, которого назвали в честь дедушки Василием, и этот мальчик умер. Потом родился второй мальчик, его назвали Василием, и он умер. Тогда решили третьего ребенка назвать Михаилом, и он, к радости родителей, остался жив. Об этих фактах часто рассказывал Михаил Яковлевич своим детям.

Отец Якова Петровича, Петр Васильевич, со своим отцом, Василием Григорьевичем, с помощью своих многочисленных родственников-плотников построил баржу. Якова Петровича в десятилетнем возрасте брали на эту баржу помогать повару. Он говорил, что бурлаков кормили хорошо: мясом, кашей с мясом, овощами по сезону. Хозяин смотрел и оценивал, кто как ест. Хорошо ест — хороший работник, плохо ест — плохой работник. Баржа перешла потом в собственность Якову Петровичу. Со временем трудно и хлопотно стало ее содержать, и Яков Петрович баржу продал. Он говаривал не раз: «Кто на Волге не бывал, тот досыта Богу не маливался».

У Якова Петровича был родной брат — Селезнев Александр Петрович (1859— 1946), он состоял членом николо-погостинского церковного совета. Жена — Ольга. Их дети: Зиновия, Алексей, Александр (1900—1943). Жена Александра Александровича — Селезнева Антонина Михайловна. Их дети: Галина (1923 — 1943), Николай (1927—1999), Таисья (1933 г. р.), Леонид (1935 г. р.) и Виталий (1937 г. р.).

Геннадий Михайлович, сын Михаила Яковлевича, родился 21 декабря 1915 года в Сормове, где жили не потерявшие связи с деревней его родители и работал на Сормовском заводе отец. Летом 1918 года с матерью переехал из Сормова в Лосево в дедушкин дом. Отец продолжал работать на заводе до конца 1920 года. Во время Гражданской войны с производства не увольняли (трудовая повинность!), хотя и зарабатывали в месяц на ведро картошки.

Четыре года Михаил Яковлевич крестьянствовал, ремонти­ровал дом, пахал, сеял, собирал урожай со своих полосок. В начале 1925 года поступил на строящуюся электростанцию в Балахне и проработал по своей профессии разметчика 25 лет. Умер 16 февраля 1951 года на 76-м году жизни.

Геннадий Михайлович окончил Николо-Погостинскую сель­скую школу в 1927 году. Поступил в Балахнинскую школу II ступени, проучился в ней три года. Потом окончил школу ФЗУ, рабфак, индустриальный институт, отработал на заводе имени С. Орджоникидзе 1,5 года и был призван в армию. Закончил в Костроме Ленинградское военно-инженерное учили­ще. В звании младшего лейтенанта поехал на фронт.

В составе своей воинской части в должности командира саперного взвода прошел через Белоруссию, Литву, Польшу, Восточную Германию до Эльбы, где и встретил День Победы. Геннадий Михайлович имеет награды: два ордена и медали.

По возвращении в Россию ждал демобилизации, но как специалиста с техническим образованием его откомандировали на строительство секретного объекта в Челябинскую область. Потом был Томск, Красноярск и Зеленогорск, где он проживает с семьей в настоящее время.

Жена Геннадия Михайловича, Тамара Яковлевна, работала в торговле, в последние годы директором промтоварного мага­зина. Вышла на пенсию в 1989 году. У них два сына: Сергей (31.01.52 г.) и Николай (11.07.54 г.). У младшего сына — дочь Катя (1984 г. р.).

Существует правдивое предание о возникновении фамилии Селезневых. Родоначальник этой фамилии переехал в составе своей семьи в Лосево из другой деревни. Фамилия его до нас не дошла, а Ивану Ивановичу дали прозвище «селезень». И вот за что.

В те далекие времена в нашей местности не только в лугах, где много мелких водоемов, но и на полях вокруг деревень было очень много уток, а охотников мало, да и способы охоты были примитивны, и утки размножались так, что даже наносили ущерб урожаю.

И вот этот Иван Иванович (звали его, молодого парня, наверное, покороче — не полным именем) был довольно энер­гичным и резвым малым. Когда он ходил гулять в другие деревни, лихо перепрыгивал через встречающиеся на пути заборы, когда другие могли через них только перелезать, вот и получил прозвище «селезень», которое потом превратилось в фамилию «Селезнев». Это произошло около 1745 года. Если считать начиная с Якова Петровича смену поколений в 30 лет, то рождение Ивана Ивановича приходится на 1725 год. К этой дате прибавить лет 20 — это его возраст, когда начал ходить гулять. Поэтому примерно 1745 год и будет началом утверждения фамилии. И еще существует параллельная ветвь генеалогическо­го древа, которая до уровня 80 — 85-летнего возраста оканчивается именами Елена, Александр и Софья.

Старый дом, из которого они вышли, стоял на краю деревни Лосево в сторону деревни Чистомежное. Александр Иванович Селезнев (1914 г. р.) — участник Великой Отечественной войны, подполковник, был командиром танковой бригады, погиб под Харьковом в 1943 году. Елена Ивановна (1909 — 2000) была замужем за В. А. Шадриным, жила в Николо-Погосте. У Софьи Ивановны (1916 г. р.) муж, Буянов Виктор Васильевич, погиб на фронте. У нее от этого брака сын Юрий Викторович (1941 г. р.). Софья Ивановна долгое время работала в столовой сельпо Николо-Погоста.

Родной брат Геннадия Михайловича, Павел Михайлович, при жизни навещал своих родственников, переписывался с ними, бывал и на Нижегородской ярмарке. Павел Михайлович расска­зывал, как однажды там известный летчик Уточкин демонстри­ровал полет самолета. Людей собралось много, а самолет из-за сильного ветра не мог взлететь. Когда ветер утих, самолет пролетел круг и совершил посадку. Восторгу публики не было предела!

Жена Павла Михайловича, Зоя Александровна (14.05.1914 — 07.02.1969), родом из Кыштыма Челябинской области, учитель. Работала в начальных классах и вела русский язык в 5 — 7 классах. С Павлом Михайловичем она встретилась в Магни­тогорске, когда он работал в пединституте, а Зоя Александровна была студенткой заочного факультета. Их дочь, Елена Павлов­на, родилась в Магнитогорске в 1939 году, окончила Магнито­горский пединститут, работает в Магнитогорском техническом университете на кафедре физики в должности доцента. Вторая дочь, Вера Павловна (1942 г. р.), — врач, работает в роддоме. Владимир Павлович (1930 г. р.), сын Павла Михайловича от первого брака, живет в Магнитогорске, работал электриком на металлургическом комбинате.

Елена Павловна с родителями была на родине отца, Павла Михайловича, и видела дом своего деда в 1950 и 1977 годах. Дом уже не принадлежал Селезневым. После смерти бабушки, Лидии Карповны, братья, Павел Михайлович и Геннадий Михайлович, дом продали, так как в нем никто не жил.

Вот сведения о доме в деревне Лосево внучат Михаила Яковлевича — Владимира Павловича и Елены Павловны. Дому в конце 40-х годов хотя и было около 100 лет, но он хорошо сохранился. Имел большой крытый двор со многими надворны­ми постройками — сеновалом, сараями для лошадей и коров. Было большое хозяйство: огород, сад, наделы земли, амбар для хранения зерна (ржи, пшеницы). Дом Селезневых имел две большие смежные комнаты. Чтобы перейти из одной в другую, нужно выйти в сени. В одной комнате была кухня, в другой — горница, тут же и спальня. Из сеней по лестнице можно было подняться в мезонин — довольно большую комнату с балконом. На крыше дома в 30-х годах была установлена большая антен­на — в доме работал единственный в деревне приемник, хотя электричества в деревне, состоящей из 18 домов, еще не было.

В мезонине дома хранились журналы «Нива», которые выписывались до революции. Во дворе была мастерская, там стоял токарный станок по дереву, на котором работали дед и прадед, выполняя необходимые резные украшения для дома.

Во дворе была комната, из которой можно было выйти на луг с небольшим, но с множеством рыбы озером. Из ворот — выход на деревенскую улицу. Через дорогу — сад. В саду были амбары для зерна, хранения овощей и фруктов.

Селезневы из деревни Лосево были порядочными, грамотны­ми, читающими людьми, трудолюбивыми, некурящими, не­пьющими и серьезными семьянинами.

Похоронены Селезневы на кладбище Николо-Погоста. На могилах установлены красивые памятники с надписями. Один из них обращает внимание своим исполнением — это старинный памятник 1914 года на могиле Якова Петровича Селезнева от земской управы с надписями на трех сторонах:

«Здесь похоронен Яков Петрович Селезнев».

«Скончался 20 августа 1914 года. Житие его 69 лет 10 мес. 6 дн.»

«Господи! Прими дух его с миром».

Род Селезневых из деревни Лосево продолжается.

УЧИТЕЛЯ НИКОЛО-ПОГОСТИНСКОЙ — ИЛЬИНСКОЙ ШКОЛЫ

Селезнев Павел Михайлович

Одним из тех, кто всю свою жизнь посвятил народному образованию, был Павел Михайлович Селезнев (1899—1975). 3 ян-варя 1999 года ему исполнилось бы 100 лет.

Павел Михайлович родился в деревне Лосево Николо- Погостинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье рабочего. После окончания Николо-Погостин- ского училища он поступил в Нижегородское реальное училище. Будучи учащимся училища, участвовал в любительских спектак­лях, которые ставились в благотворительных целях.

Его трудовая деятельность началась в 1918 году. Сначала П. М. Селезнев работал помощником архивариуса в главном техническом бюро Сормовского завода, а с 1 июня 1919 года — инструктором внешкольного образования в Балахнинском У НО. В его обязанности входило руководство работой по ликвидации неграмотности, работа народных домов, изб-читален, отчасти и библиотек.

В Балахне имелся очаг культуры — народный дом (зал, сцена, библиотека). Был организован коллектив любителей драматического искусства — они ставили спектакли.

Особенно увлекательными были поездки по Сельским Сове­там с культурно-просветительными целями. В зимнее время обычно посылали за артистами подводы, и на месте проводился целый комплекс мероприятий: доклад о международном и внутреннем положении, спектакль, выступление оркестра народ­ных инструментов, художественное чтение.

П. М. Селезнев принимал участие в любительских спектак­лях и в Николо-Погостинском нардоме (бывшем барском доме). Зал, как правило, был переполнен.

Павел Михайлович какое-то время по совместительству исполнял обязанности культурника при постройке НиГРЭС. Для рабочих устраивались лекции (лекторы приезжали из Нижнего Новгорода), чтения, беседы, концерты непосредствен­но в рабочих бараках, так как клуба не было. По случаю закладки здания электростанции для рабочих был устроен праздник. Силами ребят-комсомольцев зрителям был представ­лен литературный монтаж.

С 1922 года Павел Михайлович занимал должности заведую­щего районо и гороно в Балахне. Неоднократно его избирали депутатом городского Совета, в 1928—1929 годах он был введен в состав президиума райисполкома. Занимая руководящие долж-ности, П. М. Селезнев преподавал и в школах для взрос­лых.

В 1931 году он был командирован на учебу в Академию коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. В связи с реорганизацией академии он перешел в Институт политехни­ческого образования Наркомпроса, в котором вузовская подго­товка совмещалась с аспирантской.

В 1935 году Павел Михайлович окончил институт. По ходатайству руководства строящейся Магнитки Наркомпрос назначил его заведующим гороно. При Селезневе было осущес­твлено строительство первых капитальных (небарачного типа) школьных зданий.

Много сделал П. М. Селезнев для обеспечения молодого города педагогическими кадрами. Проявляя внимание к учите­лям, он старался создать им необходимые условия для работы. За успешное строительство новых школ он был дважды преми­рован Наркомпросом.

Вся дальнейшая жизнь Павла Михайловича связана с Маг­нитогорским педагогическим институтом, куда он пришел в 1937 году. Селезнев был старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой, заместителем ректора по научной и учебной работе. В последние годы он являлся бессменным председателем государственной экзаменационной комиссии.

Павел Михайлович читал лекции по педагогическим дисцип­линам, руководил практикой студентов, их дипломными рабо­тами, семинарскими занятиями, спецкурсами, вел педагогичес­кий кружок. Его отношения со студентами отличались высокой тактичностью.

Селезнев избирался секретарем партбюро, председателем месткома, был членом президиума городского Совета, депутатом райсовета, народным заседателем, выполнял различные поруче­ния. Являясь членом общества «Знание», он в течение ряда лет руководил педагогической секцией, был одним из организаторов первого родительского университета в городе. Его семинары в институте часто посещали учителя. Он всегда говорил о том, что нужно гуманно относиться к людям, любить детей. В 1951 году П. М. Селезнев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание правдивости у учащихся средней школы».

Его статьи не раз публиковались в научных журналах, на страницах газеты «Педагог» и городской газеты.

Павел Михайлович любил литературу, живопись, театр, участвовал в любительских спектаклях, в культурно-просвети­тельных мероприятиях в Сормове, Балахне, Магнитогорске.

Деятельность П. М. Селезнева высоко оценивалась. Он по­лучал много благодарностей, был награжден Почетными грамо­тами, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», знаком «Отлич­ник народного просвещения». Ему присвоено почетное звание «Ветеран Магнитки». Имя Селезнева занесено в областную Книгу почета.

Павел Михайлович получал письма со всех концов страны. На конверте одного из писем было написано: «Магнитогорск. Старейшему педагогу Селезневу Павлу Михайловичу». И пись­мо нашло своего адресата.

Каким бы социальным потрясениям ни подвергалось наше общество, принципы, которым Павел Михайлович следовал всю жизнь, и ныне имеют большую ценность.

Иванов Павел Иванович

Родился в июле 1909 года в Николо-Погосте в одноэтажном большом каменном доме в Кулаковской слободе (теперь ул. На­бережная, 25). Этот дом был куплен родителями у баржевиков Клюевых.

Его отец, Иван Павлович (сменил свою фамилию Дурашин на фамилию Иванов), родом из Николо-Погоста, как и многие сельчане, работал в Нижнем Новгороде, плавал на Волге шкипером, потом был доверенным лицом пароходчиков. В городе имел квартиру, которую впоследствии оставил сыну Александру.

Мать, Елизавета Гавриловна, из соседней деревни Бурково, жила постоянно в Николо-Погосте в доме мужа, работала в своем хозяйстве. Иван Павлович приежал из Нижнего, навещал семью, звал жену к себе, но Елизавета Гавриловна так и не реши­лась уехать в город к мужу — очень привыкла к деревенской жизни.

В семье Ивановых было семеро детей: Михаил, Александр, Евдокия, Мария, Павел, Антонина и Александра (умерла замужней). Михаил стал военным врачом, Павел — учителем, Александр погиб на фронте. Все трое были участниками Великой Отечественной войны.

Павел Иванович, окончив Н.-Погостинскую школу, стал жить с отцом в городе. В Нижнем Новгороде он получил среднее образование.

Когда у матери началось серьезное заболевание сердца и за ней нужен был уход, сын приехал домой присматривать за Елизаветой Гавриловной, да так и остался жить в Николо- Погосте. Устроился рабочим на картонную фабрику, потом слесарем на бумкомбинат. Был всегда трудолюбивым и стара­тельным, так как с детских лет был приучен к работе. В молодости Павел Иванович был красивым, подвижным, веселым парнем, с густыми черными кудрями, хорошо плясал, пел, играл на разных музыкальных инструментах и очень любил лошадей, исполнял на них виртуозные движения и трюки.

Пришло время — отслужил в армии. В 1936 году Павел Иванович женился на 22-летней Вере Михайловне Ковровской из Николо-Погоста. Ее мать, Мария Петровна, была домохозяй­кой. Отец, Михаил Петрович, работал на бумкомбинате. В семье Ковровских было восемь детей.

Павел Иванович поступил учиться на заочное отделение в Горьковское педучилище. Окончив учебное заведение, работал учителем в Коновалихинской начальной школе, в Старцевской школе один год, в Гриденине (за Балахной) один год и перешел на учительскую работу в Николо-Погостинскую школу.

Став семейным человеком, Павел Иванович призывался ежегодно на службу в военные лагеря. В семье Ивановых в это время жил больной отец, Иван Павлович (приехал жить в Погост в 1934 г.). Умер он перед войной. Мать умерла раньше.

Когда началась Великая Отечественная война, Павла Ивано­вича взяли на фронт. В звании младшего лейтенанта он надел шинель. Этот очень мягкий при разговоре, влюбленный в природу, в птичье щебетание человек стал воином. На фронте Павел Иванович узнал, что 15 января 1942 года у него родилась дочь Фаина.

Участвуя в сражении на Курской дуге, в июле 1943 года командир роты автобатальона, старший лейтенант Иванов полу­чил две сильные контузии и ранение ног. Он был значительное время без сознания, не говорил и не вставал. Почти два года Павел Иванович лечился в разных госпиталях и военном санатории Крыма. Врачи давали ему не более 10 лет жизни. Но великая жажда к ней, сила воли, любовь к природе (очень любил лес!) продлили ему жизнь.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, он был награжден орде­ном Отечественной войны, другими орденами и медалями.

В апреле 1945 года старший лейтенант П. И. Иванов вернул­ся из госпиталя домой (списан по инвалидности — вторая группа). В 1947 году в семье Ивановых родился сын Владимир.

Тяжелые контузии и ранение ног долгое время не давали возможности Павлу Ивановичу трудиться. Лишь после лечения в санатории Крыма он продолжил педагогическую деятельность в Николо-Погостинской школе — стал учителем начальной шко­лы (в «красной» школе, у клуба). Вел также уроки труда на пришкольном участке, ботанику (5 — 6 классы) в новой школе, работал воспитателем в интернате, занимался с учениками опытнической работой.

Павел Иванович был всесторонне развитым человеком: хорошо рисовал, любил поэзию, знал и читал стихи, любил их слушать, играл на домре, балалайке, скрипке, гитаре, мандоли­не. Музыка сопровождала его всю жизнь. В молодости Павел Иванович и такие же любители музыки — братья Богдановы, братья Маликины и другие — создали струнный оркестр и со своей программой выступали на концертах в клубе Николо- Погоста. С ребятами начальной школы он вел музыкальный кружок, обучал их игре на народных инструментах.

Павел Иванович любил заниматься садоводством, переписы­вался с садоводами Алтая, Мичуринска, Москвы и общался с местными — из Савина, Фаладова, Погоста. С Алтая прислали ему черенки винограда, лимонника, чернослива, облепихи, смородины, семена дыни, арбузов. Начали разводить виноград и жители Погоста. Павел Иванович успешно прививал на дереве несколько сортов яблок. Много плодовых деревьев и кустарни­ков посадил учитель со своими учениками в школьном саду. За опытничество, юннатскую работу, за посадку деревьев школа занимала в районе первое и второе места, юннаты получали денежные премии и подарки (например, приемники).

Павел Иванович очень любил свою работу, добивался у учеников твердых, прочных знаний. Мягкий, чуткий, внима­тельный к людям и своим питомцам, П. И. Иванов был замеча­тельным и одаренным человеком, хорошим отцом, уважаемым учителем в коллективе. С ним всем было интересно. Учителя начальной школы его называли «Большой энциклопедией», так как он мог дать ответ на любой вопрос.

Ушел Павел Иванович на пенсию в 1969 году. Стал пенсио­нером по инвалидности, получал военную пенсию. Умер в 1972 го­ду. Похоронен в Николо-Погосте.

Крупин Николай Михайлович

Работал учителем математики в Николо-Погостинской школе с августа 1964 года по 1 сентября 1977 года. Его отличал большой профессионализм, на уроках он давал ученикам глубокие и прочные знания.

Кокурина Лидия Алексеевна

Родилась 24 ноября 1917 года в г. Острове Ленинградской области в семье священника. До 7 класса училась в Островской средней школе. 7 класс окончила в 1934 году в г. Муроме Владимирской области. В феврале 1935 года начала работать учительницей в Стексовской неполной средней школе Ардатов- ского района. Окончила экстерном первый курс педучилища. В 1936 году поступила на второй курс Арзамасского педучилища, который окончила в 1938 году.

По направлению Горьковского облоно приехала работать в Балахнинский район, была назначена заведующей Воронинской начальной школой. В 1939 году ее перевели в Старцевскую школу. В ней работала 37 лет — до 1 сентября 1975 года.

Жители Старцева гордились своей школой, той самой шко­лой, в которой всего-навсего было три класса. Она располагалась на окраине деревни в старинном почерневшем от времени доме. Юный и седовласый одинаково тепло смотрели в сторону школы — с ней у каждого связаны самые светлые воспоминания.

В архивных документах значится: «Училище в Николо- Погостинской волости Балахнинского уезда открыто не только для одного селения, но и для окрестных деревень. Попечителем числится крестьянин Дмитрий Иванович Дурашин. Законоучи­телем состоит священник Александр Андреевич Вязовский, окончивший курс Нижегородской духовной семинарии...» Но, пожалуй, самым значительным событием в жизни школы было учительствование в ней талантливых педагогов-супругов Лидии Алексеевны и Николая Ивановича Кокуриных.

Старожилы деревни помнят, как приехала к ним городская «барышня» и объявила, что будет учить детей грамоте. Женщины подняли переполох: детям и без того работы хватает. Мужики удивления не скрывали: без грамоты в кармане сосчитать можно.

Но разговоры остались разговорами, а к 1 сентября желаю­щих учиться набрали целый класс. Молоденькая учительница первый урок вела, волнуясь больше подопечных. «Пройдет время, — сказала она мечтательно, — и вы вспомните свой первый урок».

Один из учеников этой школы так написал в своем письме первой учительнице: «Живу я в большом городе. Квартира у меня прекрасная. И книг — целая библиотека. Но беру в руки том в красивом переплете, а мне вспоминается та первая потрепанная книжка, которую Вы давали мне и которую я читал при свете коптилки, забравшись на полати под старый дедов тулуп. Я часто вспоминаю Вас, Лидия Алексеевна, и свой первый урок, и меня вновь и вновь тянет к этой знакомой школьной калитке. Ваш Дмитрий».

...Лидия Алексеевна, тоненькая девушка с тяжелыми черны­ми косами, растерянно обводила глазами класс, поймав себя на мысли, что связывает с бедовыми деревенскими сорванцами свое будущее. А глазастый «мужичок с ноготок», в новой ситцевой рубахе (это был Димка) сидел за первой партой и, не мигая, смотрел на учительницу.

Вечером мальчишки и девчонки любили собираться на квартире Лидии Алексеевны. Чего только она им там ни рассказывала! И о больших городах, и о Черном море, в котором соленая вода, и о том, как найти дорогу по звездам, и как быть, если нечего обуть в школу в половодье...

Через год к городской «барышне» привязались и жители деревни. Она оказалась не только начитанной и умной, но и работящей, душевной. После работы охотно шла с женщинами в поле полоть, сено косить, картошку рыть.

Однажды вечером в школу со всей округи потянулась молодежь на первую репетицию. А потом самодеятельные артисты выступили с первым концертом, о котором долго вспоминали.

Местные жители пророчили Лидии Алексеевне счастливую жизнь. Появилось много друзей, прибавилось педагогического опыта, полюбили дети. Пришло и большое настоящее чувство. Свадьбу молодым сыграли веселую. Жить бы только, а тут — война. Мужу, Николаю Ивановичу, принесли повестку в военкомат, и он вместе с другими ушел на фронт.

Война все настойчивее давала знать о себе. Пошли в деревню похоронки. «Лидия Алексеевна, у Вовки отец погиб!» — перед уроком сообщал кто-нибудь из учеников. И она бежала в избу, куда почта приносила горькое известие.

Обо всем помнят ученики ее. Помнят и о той весне, когда женщины всей деревни вышли на поле и Лидия Алексеевна вместе со всеми впряглась в плуг. Ее жизнь, прошедшая у них на глазах, стала для них лучшим уроком. Сердечность, целеустремленность и жизнелюбие отличали всех ее воспитанников. Научить пони­мать жизнь, чтобы дети выросли хорошими людьми, это и старалась сделать сельская учительница Л. А. Кокурина. Луч­шим советчиком и другом на трудном учительском поприще стал ее муж Николай Иванович, который, вернувшись с войны, пришел тоже в школу. Отсюда, от школьной калитки, начинался завтрашний день сидящих за партами учеников.

Лидия Алексеевна Кокурина награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечествен- нойвойне 1941 — 1945 гг.», «30-лет победы в Великой Отечествен­ной войне», «Ветеран труда», знаками «Отличник народного образования», «Донор СССР».

Вестниками глубокой признательности своей учительнице ле­тели к ней нескончаемые письма ее учеников. Вот некоторые из них.

«Мы снова здесь, в своей родной школе, где впервые научились читать слова «мама» и «Родина». Мы снова встрети­лись с вами, наши милые учителя — Лидия Алексеевна и Николай Иванович. Хотя вы внешне немножко изменились, но для нас вы все такие же близкие и родные, какими вас встретили в первый день прихода в школу. Хочется вам пожелать здоровья и отличных успехов в работе, а нашим маленьким друзьям — ученикам этой школы — хорошей учебы, крепких знаний!

Мыльникова Эльза, Бирюкова Рая,

Мыльников Валентин, Аксенов Василий»

«Я помню день, когда впервые с ярким букетом цветов пришла в школу в первый класс. Вы, Лидия Алексеевна, научили нас всему, отдав нам время, здоровье, жизнь. Я склоняю голову перед Вами за то, что Вы сделали для нас.

Алевтина Горбунова»

«Я пришел в Старцевскую школу в победном 1945 году. В школе работали учителя — Лидия Алексеевна и Николай Ива­нович Кокурины. То, что дали и как дали Вы нам, осталось у нас на всю жизнь.

Сегодняшним молодым папам и мамам, а тем более ученикам, может быть, всего и не понять. И это непонимание для многих обернулось не лучшей стороной.

Сегодня покажется невероятным, что ученик любого класса не мог уйти из школы домой, не ответив урок Вам, Лидия Алексеевна.

И то, что ученики 3 — 4 классов сами пилили дрова для отопления школы, что четвероклассники ездили со взрослыми в половодье за жердями в луга для школьного огорода.

Строгая и добрая, требовательная и внимательная, Вы навсегда завладели нашими сердцами. Мы, Ваши питомцы, помним и любим Вас, Лидия Алексеевна!

Александр Подшивалов»

Кокурин Николай Иванович (09.05.1916 г.-02.12.1987 г.)

Родился в Николо-Погосте.

До войны работал в Старцевской начальной школе и учителем математики в Николо-Погостинской школе. В декабре 1941 года мобилизован Балахнинским райвоенкоматом в ряды Красной Армии в качестве старшины санитарной службы в 224-й эвако­приемник на карельском направлении. В ноябре 1942 года был направлен на службу в ОКР «Смерш» 19-й армии на Кандалакш­ском направлении Карельского фронта. В разведке выполнял разные поручения командования.

Демобилизован 24 ноября 1945 года на основании Указа Верховного Совета от 25 сентября 1945 года как учитель из 96-го отделения роты контрразведки «Смерш» 19-й армии.

После демобилизации работал заведующим Старцевской школой и по совместительству учителем физики в Николо- Погостинской школе.

Учительствовал с 1939 года до 1 сентября 1977 года.

Н. И. Кокурин выполнял большую общественную работу: был членом совета РОНО, избирался депутатом в местные Советы многих созывов. В 1959 и 1970 годах заведовал перепис­ными отделами.

Его награды: орден Отечественной войны, медали за участие в Великой Отечественной войне, знак «Отличник народного образования», медаль «Ветеран труда», а также две Почетные грамоты Совета Министров СССР.

Жихарева Анна Михайловна (1924—1996)

Родилась 8 мая 1924 года в Городце. Семья переехала в Николо-Погост. Учебу начала в местной начальной школе в 1932 году. Ее первой учительницей была Анна Ивановна Робустова.

В 1944 году окончила 10 классов Николо-Погостинской средней школы (с 1940/41 учебного года школа реорганизована в среднюю). Из 12 учащихся окончили 10 классов семеро: А. М. Жихарева, В. Е. Золотарева, Т. И. Богомазова, А. В. Се­кретарева, А. Старова, Л. А. Редозубова, В. М. Павлычева.

В этом же году сдала экстерном экзамены в Лысковском педучилище. С 19 августа 1944 года по 26 августа 1975 года в течение 31 года А. М. Жихарева работала в Клепиковской начальной школе и еще 10 лет (до 1 сентября 1985 года) в Ильинской средней школе (в связи с закрытием Клепиковской начальной школы). 41 год учила Анна Михайловна мальчишек и девчонок. Многие из них стали врачами, учителями, агроно­мами, строителями, рабочими. Но не забывали они свою первую учительницу, посылали ей письма, открытки. Первый золотой медалист Ильинской школы Сергей Горохов был учеником Анны Михайловны.

Жители деревень Клепиковки, Марково, Головино и других так привыкли к учительнице, что стоило Анне Михайловне уехать на несколько дней, как им не хватало ее, ее внимания, душевности, доброго сердца. То ли по депутатской обязанности, то ли как учитель, то ли по велению сердца делала она все для людей. И они платили ей признательностью.

Опыт работы А. М. Жихаревой в малокомплектной школе получил высокую оценку и изучался Горьковским институтом усовершенствования учителей. За педагогический труд Анна Михайловна награждена Почетными грамотами, медалями, знаком «Отличник народного просвещения».

Эстафету учительства приняла ее дочь — Ольга Алексан­дровна Волынцева. 15 августа 1985 года после окончания педагогического института она была назначена в Ильинскую среднюю школу учителем начальных классов. А 1 сентября того же года Анна Михайловна Жихарева, педагог душевный, внимательный, с добрым сердцем, ушла по собственному жела­нию из школы на заслуженный отдых.

Учительскую династию продолжает внучка Анны Михай­ловны — Катя Жихарева, студентка 4 курса психолого-педаго- гического факультета (отделение психологии) Нижегородского педагогического университета.

Соколов Александр Степанович

В Басурманихинской начальной школе с 1948 года по 26 ав­густа 1974 года в течение 26 лет учительствовали педагоги- суируги Соколов Александр Степанович и Городничева Татьяна Ивановна.

А. С. Соколов выполнял общественную работу: был депута­том сельского Совета 8 лет, членом ревизионной комиссии в сельпо 4 года, членом избирательной комиссии по выборам и агитатором среди населения в деревне Савино.

Общий стаж работы 41 год.

Городничева Татьяна Ивановна

Была два года народным заседателем Балахнинского народ­ного суда, ответственной по патронажу детей от Балахнинского гороно (Николо-Погостинский сельсовет до 1963 г. относился к Балахнинскому району), агитатором в колхозе «Гогрэсовец», членом избирательной комиссии в четырех выборах и председа­телем избирательной комиссии по двум выборам, депутатом Николо-Погостинского сельского Совета в Басурманихе 4 года.

Педагогический стаж работы 36 лет.

Анохина Ангелина Константиновна

Родилась 23 декабря 1926 года в Николо-Погосте в семье служителей культа.

1 класс окончила в Старцевской начальной школе (учитель Вера Михайловна Баева, директор школы А. И. Тулупова). Во 2 классе училась в Николо-Погосте в доме бывшего священника Листова, в 3 классе (в здании будущего сельсовета) у учителя Клавдии Петровны Тардовой, в 4 классе — в «красной» школе, рядом с клубом, у Евдокии Ильиничны Чернышевой и Екатери­ны Алекс. Робустовой, в 5 —7 классах — в школе на Базарной улице (на втором этаже здания было два класса и коридор, на первом этаже — один класс, учительская, кабинет директора, коридор).

Новую, большую деревянную школу в Николо-Погосте с черепичной крышей строили более двух лет. Она состояла из четырех классов, учительской, кабинета директора, длинного коридора и квартиры директора. Ангелина училась в этой школе в 8—10 классах. Из ее выпуска окончили 10 классов (1943 г.) всего 5 учащихся: А. К. Анохина, Ольга Степановна Привалова, Нина Афанасьевна Снопатина, Тимофей Павлович Храмов и Борис Сергеевич Аникин.

После школы Ангелина Константиновна устроилась работать в Николо-Погостинскую школьную библиотеку (располагалась в коридоре «красной» школы). Затем поступила в Горьковский институт иностранных языков, но в январе 1944 года по семейным обстоятельствам оставила его. С 17 января 1944 года начала работать в Коновалихинской начальной школе во 2 классе — классе переростков. Отработав учителем один учебный год, Ангелина Константиновна экстерном сдала экзамены в Лысков- ском педагогическом училище и работала в Коновалихинской школе до августа 1986 года. В школе было три класса (один класс — в первую смену, другой — во вторую и один класс — в частном доме). Здесь же учителем и одновременно заведующим школой до 1961 года работал Николай Дмитриевич Афиногенов. С 1961 по 1986 год А. К. Анохина — заведующая Коновалихин­ской школой. Всего проработала она в этой школе 42 года.

Старое здание Коновалихинской школы, построенное в 1894 году, стало непригодным для занятий. В 1967 году было построено новое здание начальной школы и дом для заведующего школой. В доме жил Н. Д. Афиногенов с семьей.

После закрытия школы А. К. Анохина в 1986/87 учебном году работала учителем 1 класса в Ильинской средней школе. С 1987 по 1997 год — учителем начальных классов в Аксентисской восьмилетней школе.

За свой труд А. К. Анохина награждена Почетными грамо­тами, медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечес­твенной войны 1941 — 1945 гг.», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда» и знаком «Победитель социалистического соревнования».

Богомазова Таисья Ивановна

Родилась 9 октября 1925 года в деревне Щекино в многодет­ной рабочей семье (3 дочери и 6 сыновей). На фронтах Великой Отечественной воевали все сыновья. Двое из них пали смертью храбрыхв 1941 — 1942 годах. Четверо вернулись домой ранеными, с многими наградами.

Таисья Ивановна училась в Николо-Погостинской школе. В летние каникулы работала в колхозе имени М. И. Калинина (д. Бакунино). В 1944 году окончили 10 классов Н.-Погостин- ской школы Т. И. Богомазова, А. М. Жихарева, А. В. Секре­тарева, В. Е. Золотарева, А. Старова, Л. Редозубова, В. М. Пав- лычева — одни девушки, ребят забрали в 8 классе в ремесленное училище.

Т. И. Богомазова стала работать учительницей Коновалихин- ской начальной школы, сдав экстерном экзамены в Лысковском педучилище. Работа в школе нравилась, трудности постепенно преодолевались. Занятия проходили в старом здании, потом в построенной новой школе, в ней было четыре класса и учитель­ская.

Таисья Ивановна работала вместе с 3. П. Иванешкиной, А. К. Анохиной, В. А. Солнцевой. Жили и работали дружно, весело, помогали друг другу — ведь так были молоды. К школе в те годы относились деревни Бакунино, Савино, Сысово, Копейное, Харламиха, Коновалиха, Ковалево, Куфтино. Дети из этих деревень, можно сказать, не были подготовлены к школе, но учились с большим желанием, интересом, были усидчивыми, скромными.

Отработав 10 лет в Коновалихинской школе, Таисья Иванов­на стала учительствовать в Клепиковской начальной школе вместе с заведующей школой Анной Михайловной Жихаревой. Работали одновременно с двумя классами в две смены: 1 и 3, 2 и 4 классы. К школе относились деревни Шаталиха, Головино, Дубенино, Клепиковка, Барышовка, Крестьяниха и санаторий. Дети здесь были более любознательны, развиты, читающие. Большую помощь в подготовке и проведении различных школь­ных мероприятий оказывали родители.

С закрытием Клепиковской начальной школы учащихся и учителей с 1 сентября 1975 года перевели в Николо-Погостинскую школу. У Анны Михайловны был один 3 класс, у Таисьи Ивановны было два класса — 1 и 3. В 1 классе все 10 учеников умели читать по слогам и считать до десяти, в 3 классе из 11 уче­ников 8 учились на 4 и 5. Школа эта находилась рядом с клубом, на берегу озера.

С открытием Ильинской средней школы на территории совхоза «Заречный», в поселке Ильинский, Анна Михайловна Жихарева и Таисья Ивановна Богомазова стали работать в новой школе. 10 лет (с 1975 по 1985 год) учительствовала Таисья Ивановна в Ильинской школе. Ушла на пенсию в 1985 году. Но пришлось еще немного поработать воспитателем в интернате. У Т. И. Богомазовой ученики всегда выделялись аккуратностью, трудолюбием, серьезным отношением к учебе, примерным пове­дением в школе и вне школы — в этом была ее большая заслуга.

Секретарева Александра Васильевна

Родилась в 1926 году в Костромской области. «Родители переехали в Николо-Погост, когда мне, — вспоминает Алексан­дра Васильевна, — исполнилось 9 лет. Учиться пошла сразу во 2 класс к учительнице Анне Наумовне. В 3 классе веселым, интересным учителем был у нас Н. И. Зимин. Мы у него старались хорошо учиться, без отстающих, и все успешно перешли в 4 класс. В 4 классе сдавали экзамены по шести предметам. 5 классов было четыре. Классы были большими — вливались новые ученики из других начальных школ. Я окончила в 1941 году семь классов.

Началась Великая Отечественная война. Молодых учителей взяли на фронт, на смену им пришли в школу пожилые учителя. Учиться в войну было очень трудно, есть было нечего. И дома и в школе — холодно, голодно. Многие оставили школу. В 10 классе осталось всего 12 учащихся. На экзамене по алгебре (1944 г.) контрольную работу написали 7 человек, в том числе и я. Остальных учащихся отсеяли.

Все выпускники, а это были в основном девушки, летом сдали экстерном экзамены в педагогическое училище и стали работать учителями. Меня направили в Кирюшинскую малокомплект­ную школу. В ней я проработала 10 лет — до 1954 года. Переехав в Николо-Погост, начала работать учителем начальных классов в «красной» деревянной школе на берегу озера. В моем классе было 38 учащихся. В этой школе работали учителями П. И. Ива­нов, О. А. Дурашина, М. В. Ерикова. Коллектив учителей был дружный. Все вопросы, проблемы решались сообща, помогали друг другу и в работе, и в житейских делах. После ухода из школы П. И. Иванова на его место пришла работать А. М. Жи­харева.

Мне пришлось поработать и в новом здании — в Ильинской средней школе в классе и группе продленного дня. В 1982 году я ушла на пенсию.

За свой труд награждена многими Почетными грамотами, знаком «Победитель социалистического соревнования», медалью “Ветеран труда”».

Дурашина Ольга Александровна (22.07.1923 г.—09.09.2001 г.)

«Родилась 22 июля 1923 года в семье рабочего. Мой отец, Александр Николаевич Дурашин, до революции имел свою баржу, после революции работал на государственной барже шкипером. Мать, Елизавета Константиновна, занималась хозяй­ством. В семье, очень дружной, трудолюбивой, было 10 детей.

В 1938 году окончила семь классов Николо-Погостинской школы и поступила в Сормовское педучилище. Выпускной вечер состоялся с 21 на 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война.

Работать пришлось в Лукинской начальной школе под руководством опытного учителя — Валентины Васильевны Ка­занцевой, заведующей школой. Дали мне 4 класс, в котором было много переростков и трудных детей.

Отрабатываемые в школе два года оказались тяжелыми, сложными и голодными, так как, получая ежедневно по карточке 400 г хлеба, я имела возможность только один раз в месяц на свою зарплату купить еще одну буханку хлеба. От систематического недоедания (только хлеб и вода) я боялась упасть перед учениками в голодный обморок. Семья помочь мне ничем не могла, тоже голодали.

В 1943 году по моей просьбе я была переведена ближе к дому — в Басурманихинскую начальную школу. С мая до ноября 1943 года работала за трудодни воспитателем на колхоз­ной детской площадке в деревне Головино.

В 1944 году меня перевели в Николо-Погостинскую среднюю школу, в которой я работала до 1 февраля 1975 года.

В школе вела большую общественную работу: в течение 20 лет руководила методическим объединением учителей начальных классов Николо-погостинского куста, была пропагандистом на селе, председателем и членом месткома, вела школу передового опыта.

За безупречную работу и успехи, достигнутые в обучении и воспитании учащихся, была награждена Почетными грамотами и медалями: в 1946 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», в 1964 году знаком «Отличник народного просвещения», юбилейными медалями «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», в 1979 году медалью «Ветеран труда».

В Николо-Погостинской школе мне посчастливилось рабо­тать с опытными учителями начальных классов: Александрой Павловной Егоровой, Верой Ивановной Соколовой и Любовью Ивановной Смирновой.

На смену им пришли молодые учителя: Майя Валерьевна Ерикова, Александра Васильевна Секретарева и Павел Ивано­вич Иванов. Образовался маленький дружный коллектив учи­телей начальных классов. К П. И. Иванову можно было обращаться по любому вопросу, в том числе по вопросам искусства. Он играл на многих музыкальных инструментах и обучал игре на них своих учеников. Коллеги называли его «Большой энциклопедией».

Своим маленьким коллективом мы проводили праздники, отмечали знаменательные даты. Первым веселым праздником в начале учебного года была «Золотая осень». Ученики готовили рисунки и стихи об осени, украшали классы цветами и гирлян­дами из листьев, исполняли песни и танцы. Второй праздник посвящался приему учеников в октябрята и пионеры. Он, как правило, всегда был торжественным. В конце декабря проводи­лась новогодняя елка. К этому празднику готовились все классы школы. На празднике «Русская зима» дети читали стихи, исполняли песни, танцы, звучала музыка П. И. Чайковского. К праздникам 23 февраля и 8 Марта на уроках ребята готовили подарки и вручали их с открытками-поздравлениями своим родителям. На празднике «Прилет птиц» дети готовили выстав­ку рисунков, исполняли стихи, песни, танцы.

Мои ученики из 4 класса собрали материал и фотографии о погибших в годы Великой Отечественной войны выпускниках Николо-Погостинской школы. Учитель Г. М. Ратов перефото­графировал собранные фотографии и изготовил красивый стенд. В начале мая были приглашены родители погибших учеников, учителя и учащиеся школы в Дом культуры села на открытие небольшого музея, посвященного погибшим выпускникам Нико- ло-Погостинской школы. В подготовке школьных мероприятий большую помощь оказывала старшая пионервожатая Г. П. Бо­гатова. В проведении школьных праздников, в оформлении стенда и музея активное участие принимала Г. П. Крекова.

Кроме стенда о погибших выпускниках школы был оформлен альбом с фотографиями. Он хранился в сельской библиотеке Николо-Погоста у заведующей библиотекой В. И. Финдюровой.

1 февраля 1975 года я ушла на пенсию по инвалидности (вторая группа). Стаж педагогической работы составил 33,5 го­да. На заслуженный отдых меня провожал директор Ильинской средней школы Валерий Иванович Ериков». Так рассказывала о себе Ольга Александровна Дурашина.

Селезнева Нина Михайловна

Родилась 25 декабря 1918 года в деревне Чистомежное в семье крестьянина-бедняка. В 1926 году начала учебу в Николо- Погостинской начальной школе. Обучение продолжила в Балах- нинской средней школе имени С. М. Кирова. После окончания 8 классов из-за трудных семейных обстоятельств поступила на 4-й курс рабфака при Горьковском пединституте. После его окончания в 1937 году поступила в Горьковский пединститут иностранных языков, который окончила в 1941 году.

С 7 февраля 1942 года Нина Михайловна стала работать учителем немецкого языка в Балахнинской средней школе имени С. М. Кирова. С 1 октября 1944 года по август 1975 года работала учителем немецкого языка в Николо-Погостинской школе. Пен­сия была назначена 25 декабря 1973 года. После небольшого перерыва работала еще четые года (1977 — 1981) в Ильинской средней школе (директор В. И. Ериков).

Н. М. Селезнева принимала активное участие в общественной работе: была постоянным руководителем районной секции учи­телей немецкого языка, избиралась председателем месткома, руководителем производственного сектора, была агитатором, членом лекторской группы, депутатом Николо-Погостинского сельсовета четырех созывов и первого созыва депутатов Городец­кого райсовета.

За хорошую производственную и общественную работу Нина Михайловна неоднократно награждалась Почетными грамотами союза работников просвещения и исполкома райсовета. Награж­дена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечествен­ной войны 1941 — 1945 гг.», в 1962 году знаком «Отличник народного просвещения».

Из воспоминаний о школе. В период Великой Отечественной войны классы освещались керосиновыми лампа­ми. В школе мест для учащихся не хватало, поэтому занимались еще в двух зданиях: в «красной» деревянной школе, рядом с клубом, и в двухэтажном белом кирпичном здании, напротив большой школы, в котором на первом этаже располагались в двух классах мастерские, на втором этаже — два учебных класса. Учились в две смены.

Николо-Погостинская школа преобразилась, похорошела, когда оштукатурили ее деревянные стены. Спортзала в те годы в школе не было. Часто уроки физкультуры проводились в коридоре школы. Только при директоре В. И. Корбуте был построен спортзал, отдельное здание на спортплощадке, напро­тив школы.

В школе работали кружки: художественной самодеятельно­сти, предметные, спортивный, юннатов. Велась переписка с учащимися одной из школ ГДР, проводились вечера встречи с выпускниками школы. Все учителя были лекторами и агитато­рами на территории сельского Совета.

Селезнев Николай Константинович (1910—1995)

После возвращения из рабочей колонны автозавода работал в Николо-Погостинской школе с сентября 1945 года учителем математики, физики. Три года был директором школы, потом завучем школы.

Хотя пенсия и была назначена 6 декабря 1970 года, на пенсию ушел летом 1972 года. Эти два года работал учителем физики. В конце 1976 года из-за отсутствия в школе учителя физи­ки работал еще четыре месяца. Всего в школе проработал 27 лет.

Н. К. Селезнев выполнял общественную работу: был пред­седателем товарищеского суда при исполкоме Ильинского сель­ского Совета Городецкого района и в течение 16 лет — депутатом Николо-Погостинского сельского Совета, был уважаемым в коллективе, политически грамотным, талантливым педагогом, бессменным пропагандистом. Любил музыку, играл на гармошке и гитаре. В 60 —70-х годах участвовал в струнном кружке Дома культуры Николо-Погоста.

Н. К. Селезнев любил заниматься садоводством. В своем саду посадил много плодовых деревьев и кустарников, общался с местными садоводами, помогал в этом и сельчанам. Н. К. Се­лезнев, П. И. Иванов, В. И. Креков были лучшими садоводами в Николо-Погосте.

Жегалова Нина Александровна

Родилась 25 декабря 1926 года в деревне Буйной Николо- Погостинского сельского Совета Балахнинского района в семье рабочего-плотника.

В 1935 году поступила в 1 класс Николо-Погостинской се­милетней, а потом средней школы. Школу окончила в 1945 году.

Как известно, с 1944/45 учебного года ставили оценки уже числами — 1, 2, 3, 4, 5, а до сентября 1944 года оценки писали словами — «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично». С 1945 года в средней школе был введен аттестат зрелости.

Началась Великая Отечественная война. Главу семьи Жега- ловых забрали на фронт. Нине учебу пришлось сочетать с работой в колхозе имени М. И. Калинина. Училась только тогда, когда поля заносило снегом. Но все-таки она окончила 10 клас­сов. В колхозе проработала до 1948 года.

В 1949 году начала работать в школе библиотекарем, с 1953 года и до самой пенсии преподавала русский язык и литературу в Николо-Погостинской, а затем Ильинской школе. Работу в школе сочетала с учебой сначала в Горьковской учительском, а затем в Горьковском педагогическом институте.

Н. А. Жегалова выполняла большую общественную работу: продолжительное время руководила методическим объединени­ем учителей русского языка и литературы, избиралась членом месткома школы, руководила производственым сектором, состоя­ла членом общества «Знание», в школьной лекторской группе была и председателем, и секретарем. Читала лекции, доклады, проводила беседы на разных участках в колхозах, в клубе Николо-Погоста, в поселке Ильинском, в «красных уголках» деревень Бакунине, Савино, Гордеево, Куфтино, Харламиха, Клепиковка; приходилось выступать в поле или на ферме и, естественно, перед родителями на школьных собраниях.

Нина Александровна в 1968 году выступила с докладом на Горьковских чтениях в Горьковском пединституте, в 1972 году выступила с докладом перед студентами и преподавателями в педагогическом институте на конференции «Проблемы сельской школы», в 1973 году — с докладом «Трудовое воспитание учащихся в школе» на конференции в Зиняковской школе.

Активно участвовала в сельской художественной самодея­тельности: в хоровом коллективе и в женской хоровой группе при Доме культуры Николо-Погоста и поселка Ильинский.

За период работы Н. А. Жегаловой в школе сменилось семь директоров: Н. Д. Костюченко, Н. К. Селезнев, Д. Н. Морозов, Я. И. Поздяев, В. И. Корбут, А. И. Шалявина, В. И. Ериков.

К работе Нина Александровна всегда относилась добросовест­но, серьезно, за что награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «Ветеран труда». Награждена многими Почет­ными грамотами за умелое руководство педагогическим про­цессом, за успехи, достигнутые в обучении и воспитании уча­щихся.

За 44 года работы в школе Н. А. Жегалова выпустила очень многих ребят. В середине 60-х годов был выпуск сразу четырех классов — 120 учащихся. Ее ученики работают в самых разных сферах хозяйства страны — это врачи, воспитатели детских садов, инженеры, юристы, агрономы, экономисты, учителя и, конечно, рабочие.

...Садовод оставляет после себя сады, писатель — книги, художник — картины, а учитель? Он живет в сердцах своих учеников, в их мыслях, думах, в их делах и поступках — в этом доля его бессмертия!

Солнцева Валентина Анатольевна (09.01.44 г.—08.10.86 г.)

Родилась в деревне Сельцо 9 января 1944 года в семье рабочего. В 1950—1954 годах училась в Старцевской начальной школе, в 1954 — 1957 годах — в Николо-Погостинской школе.

В сентябре 1957 года поступила в 8 класс школы г. Балахны. Здесь окончила 10 классов, затем годичные курсы учителей начальных классов в Городецком педучилище.

С 1962 года работала воспитателем в Зиняковском интернате. В следующем году перевелась в Коновалихинскую начальную школу.

С 14 сентября 1967 года по 7 октября 1986 года работала в Николо-Погостинской — Ильинской средней школе: в 1967 — 1976 годах — учителем русского языка и литературы, в 1977 — 1988 годах — воспитателем группы продленного дня и учителем обслуживающего труда, в 1984—1987 годах — учителем русского язы­ка и литературы и вела уроки этики и психологии семейной жизни.

В. А. Солнцева заочно окончила Арзамасский пединститут. Активно участвовала в жизни школы, выполняла большую общественную работу.

В Горьковском институте усовершенствования учителей окон­чила курсы повышения квалификации воспитателей групп продленного дня, курсы повышения квалификации учителей этики и психологии семейной жизни, а также курсы повышения квалификации учителей обслуживающего труда.

Богатова Галина Поликарповна

Окончив в 1969 году Городецкую среднюю школу № 1, поступила на курсы старших пионервожатых. После их оконча­ния с 26 августа 1970 года начала работать в Николо-Погостин- ской восьми летней школе.

С большим желанием и серьезным отношением к делу стала учить детей, как проводить сборы отрядов, сборы дружины, совет дружины; организовала учебу вожатых, командиров, тимуровцев. Пионерская дружина имени Олега Кошевого счи­талась лучшей в районе.

Работа вожатой была не простой, а многогранной и хлопот­ной — это организация сборов, семинаров для классных руково­дителей, учеба актива, посещение сборов, родительских собра­ний, чтение методической литературы.

Активно посещала районные семинарские занятия, внима­тельно читала журналы «Вожатый», «Воспитание школьни­ков», «Семья и школа» и «Книги вожатого».

Традиционными стали в дружине внеурочные мероприятия в выходные дни: праздники урожая, новогодние елки, школьные и районные смотры художественной самодеятельности, игра «Зарница», концерты на родительских общешкольных собрани­ях, праздники 23 февраля и 8 Марта, неделя птиц и неделя детской книги, «Прощание с букварем» и др.

В школе был великолепный хор. Ежегодно в марте — апреле участвовали на районных смотрах школьной самодеятельности. Хор считался лучшим среди сельских школ.

Хорошо была организована Г. П. Богатовой тимуровская работа. Штаб «Тимур» действовал в каждой деревне. Тимуров­цы помогали одиноким, больным, пожилым людям по хозяйству: убирали дрова, носили воду, зимой чистили дорожки. Помощь оказывалась постоянно. Летом в деревнях создавались сводные отряды.

Ежегодно 19 мая, в день рождения пионерской организации, дружина участвовала в парадах пионерских дружин в г. Го- родце, а знаменная группа дружины была лучшей в районе.

Несколько лет Г. П. Богатова работала воспитателем в группе продленного дня, с 1982 года стала учителем начальных классов.

За долгий педагогический путь каких только «опытов» не перенимала — Потаповой, Лысенковой, липецкий опыт... Но все новое, передовое преломляла по-своему, корректировала и использовала в работе, исходя из целесообразности, состава класса, подхода к личности ребенка и своих убеждений. Галина Поликарповна считает, что каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, чувство уверенности в себя. Уроки ее современны, отличаются высокой культурой, эстетикой. Она убеждена, что сложность учитель­ской работы требует высокой ответственности за порученное дело, огромной любви к детям. Уроки Г. П. Богатовой — уроки радости для детей. А это результат увлеченности учителя. Это уроки-путешествия, уроки-КВН, уроки-зачеты, конференции, ярмарки, уроки доброты.

Обучала она и семилеток и шестилеток по программе 1 — 3 и

1—   4, по 6-дневной рабочей неделе и по 5-дневной. С 1997 года Г. П. Богатова работает по новой программе «Введение в русскую словесность» (автор Л. Ф. Климанова). Программу эту поддер­жали и коллеги — учителя начальной школы.

Большое внимание уделяет Галина Поликарповна работе с родителями, активно привлекая их к различным внешкольным мероприятиям, открытым урокам, диспутам. Работая в контакте с родителями, узнает об условиях воспитания детей в семье, дает практические советы, рекомендации по улучшению досуга детей, проводит консультации по психолого-педагогическим пробле­мам. Вместе с родителями переоборудована классная комната. Оформлен классный уголок и календарь природы (Г. П. Белова и Л. В. Скрипнева). Отличные костюмы были сшиты ко дню рождения школы (Г. П. Белова, Вартануш Манук). Родители — главные помощники и участники совместных мероприятий: «Экологическая семья», «Папин праздник», «Мамин день», «Праздник урожая», «Новогодняя елка». Много стараний приложили мамы к подготовке «Утренней звезды», «Празднику красоты».

За плечами Галины Поликарповны высшее образование, более 25 лет работы в школе, многочисленные курсы, бесконечная учеба — в работе с детьми успокоенности не может быть. Нагляд­ные пособия, карточки с индивидуальными заданиями, перфо­карты — все это в сочетании с разнообразными методическими приемами помогает ей так построить учебный процесс, что ученики не тратят впустую ни минуты.

Продолжила учительскую династию и дочь Галины Поли­карповны — Надежда. Она с отличием окончила Ильинскую школу, Городецкое педагогическое училище и Нижегородский педагогический университет. Работает методистом в одном из детских садов Нижнего Новгорода.

За многолетний плодотворный труд Галина Поликарповна Богатова награждена значком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожато­му», знаком «Победителю социалистического соревнования» и многими Почетными грамотами. Департамент образования и науки администрации Нижегородской области наградил ее за высокие результаты в обучении и воспитании учащихся Почетной грамотой.

 

Новости Русской Православной Церкви



 
   

Храмовый ансамбль с. Николо-Погост

Наши друзья

 

 

 

 
     
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Нижегородская митрополия, Городецкая епархия
Разработано: www.aliceart.ru Сайты Нижнем Новгороде под ключ.
   
Яндекс.Метрика