Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.


 

Поиск по сайту

Приглашаем псаломщицу

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Николо-Погост приглашает псаломщицу на постоянную работу.

Все справки у настоятеля храма иеромонаха Андрея (Кочетова).

Номер телефона: 8-929-049-07-77

Православный календарь

Крещение детей

Внимание! Все, кто желает крестить своих детей, предлагается заполнить опросный листок (будущим крестным родителям) и отправить документ на нашу электронную почту: radosti-zisni@yandex.ru

Скачать опросный листок можно здесь

Подробнее об ответственности крестных и родителей по ссылке

Заказ сорокоуста

Не забудьте указать имя в форме Яндекса!

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001775518019  
( Храм с.Николо-Погост )
 
+ Николо-Погост. Книга 1 ЛИШЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
ЛИШЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА | Печать |  E-mail

(Лишенцы)

В 1928— 1929 годах в стране началась коллективизация. Крепкие хозяева (кулаки) по своей природе были экономически свободные товаропроизводители, они не вписывались в рамки административного регламентирования экономики.

Руководство нажимало на крепких хозяев, опираясь на широкую бедняцкую массу, подвергая их репрессиям (аресты, судебные процессы). Такое постановление было принято в январе 1928 года. Человека лишали избирательного права (лишенцы) и раскулачивали — конфисковывали имущество, лишали свободы.

С февраля 1930 года законом были запрещены земельная аренда и наемный труд. На местах репрессии осуществляли секретари и активисты парторганизаций, работники исполкомов Советов, энтузиасты-коллективизаторы. «Критерии» признаков кулацких хозяйств: наличие мельницы, крупорушки, маслобой­ни (с механическим двигателем); систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем обору­дованных помещений под жилье или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством.

Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 руб. в год, его относили к кулацкому.

В феврале — марте 1930 года началось массовое раскулачи­вание. Вот неполный перечень лишенцев Николо-Погостинского сельсовета:

Селезнев Григорий Иванович (д. Лосево), 1872 г. р., согласно ст. 22, как ранее служивший в жандармском отделении.

Осинин Иван Михайлович (д. Бакунино), 1892 г. р., как тор­говец, использовавший наемный труд с целью извлечения при­были. Осинина Ольга Николаевна, 1877 г. р., как член семьи.

Морозов Дмитрий Дмитриевич (д. Бакунино).

Седов Павел Андреевич (д. Митенское), 1872 г. р., как бывший конный стражник.

Прыгунова Анна (д. Митенское), как бывшая торговка.

Горнов Дмитрий Яковлевич (д. Чистомежное), 1862 г. р., за использование наемного труда с целью извлечения прибыли. Горнова Ольга Васильевна, 1885 г. р., как член семьи. Горнов Иван Дмитриевич, как член семьи. Горнова Анфиса Дмитриев­на, как член семьи.

Привалов Степан Максимович (д. Чистомежное), 1897 г. р., как лицо, прибегавшее к наемному труду с целью извлечения прибыли. Привалова Глафира Ивановна, 1897 г. р., как член семьи. Привалова Дарья Ивановна, 1868 г. р., как член семьи.

Шеплонов Николай Васильевич (д. Чистомежное), как перекупщик скота.

Гудков Дмитрий (д. Чистомежное) за использование наем­ного труда, и четыре члена семьи тоже лишенцы.

Клюев Николай Николаевич (д. Старцево), 1898 г. р., как лицо, использовавшее наемный труд. Клюева Пелагея Семенов­на, 1902 г. р., как член семьи.

Уточкина Любовь Николаевна (д. Старцево), 1902 г. р., как бывшая торговка.

Кокурина Анна (д. Фаладово), как умалишенная.

Клещев Михаил (д. Фаладово), как умалишенный.

Клещева Мария (д. Фаладово), 1904 г. р., как умалишенная.

Новожилова Александра Николаевна (д. Фаладово), как имеющая от отца ветряную мельницу.

Матвеичев Павел Федорович (д. Копейное), 1869 г. р., как бывший мясной торговец. Матвеичева Анна Павловна, 1877 г. р., как член семьи. Матвеичев Андрей Павлович, 1903 г. р., как член семьи, Матвеичев Александр Павлович, 1908 г. р., как член семьи.

Павлычева Мария Васильевна (Сельцо).

Пряхин Николай Алексеевич (Сельцо), 1877 г. р., как служитель религиозного культа (псаломщик). Пряхина Прас­ковья Алекс., 1883 г. р., как член семьи.

Привалов Федор Макарович (Сельцо), 1893 г. р., как лицо, использовавшее наемный труд с целью извлечения прибыли. Привалова Зинаида Ивановна, 1891 г. р., как член семьи.

Привалов Федор Макарович имел свою валяносапожную мастерскую. В ней работники валяли на заказ сапоги. Федор Макарович шерсть закупал и имел своих овец. В 1930 году его семья была лишена избирательных прав, а на следующий год Федора Макаровича вместе с женой Зинаидой Ивановной и дочерью Александрой выслали на Урал. В большом, красивом двухэтажном доме (низ каменный, верх деревянный) поселилась семья Павлычева: сын Александр Васильевич, дочь Мария Васильевна и старики Павлычевы. Вскоре низ дома был отобран совхозом и заселен рабочими.

После войны Федор Макарович с Зинаидой Ивановной вернулись домой с Урала, а их дочь, Александра Федоровна, вернулась еще до начала войны, вышла вскоре замуж за Василия Локтева, парня из деревни Щекино, и жила в г. Горьком.

Федор Макарович умер в середине 60-х годов.

Осинин Капитон Иванович (Николо-Погост), 1893 г. р., торговец мясом. Осинина Пелагея Ивановна, 1888 г. р., как член семьи. Евдокия Федоровна, теща, 1856 г. р., как член семьи.

Чернавин Александр Петрович (Николо-Погост), 1878 г. р., торговец. Чернавина Наталья Федоровна, 1881 г. р., как член семьи. Чернавин Петр Александрович, 1905 г. р., как член семьи. Чернавина Мария Александровна, как член семьи. Чернавина Евдокия Дмитриевна, 1852 г. р., как член семьи.

Мохова Анна Яковлевна (Погост), как бывшая торговка.

Соколова Евдокия (Погост), как бывшая торговка.

ГЦадрина Любовь (Погост), как бывшая торговка.

Максимычев Дмитрий (Бакуииио), как скупщик мяса, торговец.

Чечерин Иван Семенович (Сельцо), 1869 г. р., как лицо, использовавшее наемный труд с целью извлечения прибыли. Чечерина Анна Петровна, 1873 г. р., как член семьи.

Гудков Александр Васильевич (Сельцо), как лицо, исполь­зовавшее наемный труд. Его жена, как член семьи

Чечерин Василий Львович (Сельцо), как торговец. Чечери­на — жена, как член семьи.

Селезнев Александр (Сельцо), как торговец. Селезнева — жена, как член семьи.

Шалявин Александр Павлович (д. Бакуииио), как торговец мясом.

Из постановления заседания Балахнинской спецкомиссии по пересмотру списков и жалоб лишенных избирательных прав 3 июля 1930 года Восстановить в избирательных правах гр. с. Н.-Погост Золотарева Евгения Васильевича, бывшего кустаря, валяно-сапожника, использовав­шего наемный труд, лишенного избирательного права в 1928 году.

Постановление избиркома Н.-Погостинского с/совета 19 февраля 1930 года Принимая во внимание, что слепую от рождения девочку оставлять опасно, нужен надзор в виде постороннего лица —няни, которую и нанимали по летам, избирком Н.-Погостинского с/совета Жирякова Александра Ивановича и членов его семьи восстанавливает в избиратель­ных правах.

Председатель Зверев Секретарь Кокурин

Заседание Балахнинской спецкомиссии по пересмотру списков и жалоб лишенных избирательных прав от 15 апреля 1930 года Слушали: Заявление о восстановлении избирательного права гр. Жирякова Александра Ивановича из д. Бакунино. Лишен дополни­тельно в 1930 году за использование наемной рабочей силы.

Постановили: С решением Н.-Погостинского сельсовета от 19.02.1930 г. согласиться и в избирательных правах восстановить.

П редседател ь Зверев Секретарь Кокурин

Выписка из протокола № 6 заседания Балахнинской спецкомиссии по пересмотру списков и жалоб лишенных избирательных прав от 20 января 1930 года

Слушали: Заявление о восстановлении в избирательных пра­вах гр. Ерикова Ивана Андреевича д. Елхово (лишен как бывший торго­вец).

Постановили: Как неправильно лишенного, из списков исклю­чить.

ДУХОВЕНСТВО НИКОЛО-ПОГОСТА

Соколов Василий Алексеевич, 1891 г. р., служитель культа.

Соколова Вера Ивановна, 1893 г. р., жена служителя культа.

Вознесенский Василий Павлович, 1890 г. р., служитель культа.

Вознесенская Клавдия Григорьевна, 1886 г. р., жена служи­теля культа.

Вознесенский Павел Васильевич, как член семьи.

Вязовский Александр Андреевич, 1848 г. р., служитель культа.

Вязовская Софья Александровна, 1881 г. р., как член семьи.

Вязовский Владимир Александрович, 1885 г. р., служитель культа.

Вязовская Вера Михайловна, как чл:ен семьи.

Покровский Константин Васильевич, 1896 г. р., служитель культа.

Покровская Пелагея Григорьевна, 1892 г. р., как член семьи.

Пряхин Николай Алексеевич, 1877 г. р., служитель культа.

Пряхина Прасковья Алекс., 1883 г. р., как член семьи.

Мартынов Александр Иванович, 1887 г. р., служитель культа.

Мартынова, жена, как член семьи.

Белякин Дмитрий Степанович, 1885 г. р., церковный староста.

Сергиевский Сергей Иванович, служитель культа (священ­ник).

Сергиевская Мария Андреевна, жена служителя культа.

Священник Вознесенский Василий Павлович (1890 г. р.) в 1931 году публично через газету отказался от церкви и порвал с ней всякую связь.

В президиум Николо-Погостинского с/совета гражданина с. Н.-Погост Вознесенского Василия Павловича

Заявление

С 1 января 1931 года я публично через газету № 9 «Новая Балахна» отказался от церкви и порвал всякую связь с ней, а с 1 апреля 1931 года и по настоящее время работаю счетоводом при Н.-Погостинском сельпо и принимаю участие в струнном оркестре в местном клубе.

Будучи нетрудовым элементом по своему социальному положению, с 1910 до 1915 года —псаломщик, с 1915 до 1924 года —диакон, с 1924 по 1930 год — священник. У меня все же было стремление принести хоть некоторую пользу для общества, а потому я работал с 1912 по 1914 год в ревизионной комиссии местного крестьянского товарищества и сель­ского потребительского кооперативного общества, с 1914по 1915 год- счетоводом общества потребкооперации при членах правления озна­ченных организаций Чуркина И. С., Калинникова М. Д., Бурмистро­ва А. С., Брунова А. И., Козина М. П. и других соучастниках и еще ныне живых свидетелях нашей совместной работы.

В 1919 году работал в качестве волостного статистика в Погостинской волости, в 1920 году состоял счетчиком при Балахнинском уездном статистическом бюро, в 1923—1924 годах участвовал по динамической переписи в Кирюшинской волости Городецкого уезда.

Ввиду вышеизложенного прошу президиум сельсовета восстановить меня в избирательных правах. При сем прилагаю документы, подтвер­ждающие изложенное.

Н.-Погост. 27.08.1932 г.                                                     В.               Вознесенский

Отзыв В. П. Вознесенскому

Председатель правления Н.-Погостинского сельпо Петр Алексеевич Копылов дает характеристику из наблюдений по совместной работе.

Вознесенский В. П. 1 апреля с. г. был принят на работу в сельпо счетоводом. К порученной работе относился добросовестно, случаев небрежного отношения к делу не было. Дисциплинарной меры взыска­ния не было. Отказа от порученных дел не замечалось. Активно участво­вал в проведении выполнения мобилизации средств оказания помощи в перевыполнении плана за III квартал 1931 г. Со стороны РПС подличную ответственность поручались неоднократно ответственные сложные ра­боты, что им аккуратно и добросовестно выполнялось.

Председатель правления

Н.-Погостинского сельпо Балахнинской РПС Копылов с. Н.-Погост, 10 октября 1931 г.

Отзыве работе

В.   П. Вознесенский работал в качестве волостного статистика в

Н.-Погостинской волости в 1919 г., а в 1920 г. состоял счетчиком при Балахнинском уездном статистическом бюро, что удостоверяю своей подписью.

г.   Балахна, 1921 г. июля 3 дня

Зав. Балахнинским уездным статистическим бюро

В.   П. Вознесенский участвовал с 1923 по 1924 г. по динамической переписи в Кирюшинской волости Городецкого уезда.

05.08.1924 г.

Зав. Городец. уезд, статистич. бюро (подпись)

Выписка из протокола

№ 16 от 22 октября 1932 г. заседания президиума Н.-Погостинского с/совета

Вопрос: Разбор заявления о восстановлении избирательных прав.

Слушали: Заявление гр. Вознесенского В. П.

Постановили: Вознесенский, бывший священник при Н.-По­гостинской церкви, который отказался от служения религиозного культа в 1931 г. 1 января, объявивший об этом через печать в газете. С момента окончания церковной службы работает в сельпо в должности счетовода и проверен в устойчивости в проведении советских мероприятий, на что имеется характеристика от Копылова П. А., и прочия участия в обществен­ных организациях, на что имеются справки. Постановили восстановить в избирательных правах Вознесенского В. П.

22.10.1932 г.

Секретарь (подпись)

Выписка из протокола

заседания президиума РИКа № 7 от 10.03.33 г.

Слушали: Ходатайство служителя бывшего религиозного культа с. Н.-Погост Вознесенского о восстановлении в правах гражданства.

Постановили: Решение Погостинского с/совета от 22.10.32 г. № 16 как противоречащее информации § 38 гл. 5 отменить. Вознесен­скому в восстановлении в правах гражданства отказать, как не имеющему

5-                 летнего стажа общественно полезного труда.

Выписка верна: управление РИКа, Ульянычев.

Постановление

президиума Горьковского краевого исполкома № 17/10 28.06.33 г.

Слушали: Ходатайство Вознесенского о восстановлении в изби­рательных правах.

Постановили: Ввиду того что Вознесенский до 1931 г. был священником, решение РИКа утвердить и в ходатайстве Вознесенскому отказать.

Выписка из протокола

заседания президиума Балахнинского РИКа № 18 от 21.06.36 г.

Слушали: Выписку из протокола № 18 заседания президиума Погостинского с/совета от 14.05.36 г. по вопросу восстановления в избирательных правах Вознесенского, проживающего в Николо-Погос- те, работающего счетоводом сельпо, лишенного в 1928 г., как служителя религиозного культа.

Постановили: Принимая во внимание, что в 1931 г. Вознесен­ский добровольно отказался от служения религиозному культу, втечение 5 лет занимался общественно полезным трудом, члены семьи тоже заняты общественно полезным трудом, один сын находится в рядах Красной Армии. За последний год работы сельпо в силу хорошей постановки учета растраты по магазинам изжиты, по решениям РПС оказывал серьезную помощь другим сельпо в составлении балансов. За хорошую работу счетного дела Вознесенский правлением премирован, имеет положительные производственные характеристистики о работе, поэтому постановление президиума Николо-Погостинского с/совета от

14.05.36     г. подтвердить, ходатайство Вознесенского о восстановлении в избирательных правах удовлетворить.

Просить президиум крайисполкома данное решение утвердить.

Выписка верна.

Зав. общим отделом РИКа Ульянычев

Балахнинскому райисполкому

Сектор жалоб Горьковского крайисполкома возвращает вам матери­ал по вопросу восстановления в избирательных правах гр. Вознесенского с. Н.-Погост и разъясняет, что согласно ст. 38 избирательной инструкции

ВЦИК служителя религиозного культа может восстановить в избиратель­ных правах райисполком, поэтому никакого утверждения вашего реше­ния со стороны крайисполкома не требуется.

Заведующий с/жалоб Федотов Ответстве нныйисполн ител ь Гильбштейн

05.07.36     г.

НИКОАО-ПОГОСТИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 1923 — 1930 ГОДАХ

В направленном в 1925 iwS в Нижегородский губернский отдел управления через Городецкий уездный отдел управления заявлении от николо-погостинской религиозной автономной общины православных на основе греко-российского исповедания христиан говорилось:

«Прилагаем при сем устав общества, список членов общества, список членов исполнительного органа, список служителей культа нпколо-погостинского религиозного общества. Список слу­жителей культа просим отдел управления зарегистрировать его.

Председатель приходского совета А. Вязовский.

Члены: Белякин, Чернавин, Подшивалов, Богомазов, Ко зин, Дунаев>.

Устав николо-погостинского религиозного христианского общества включал разделы: задачи общества, состав общества, средства общества, управление делами общества, порядок изме­нения устава общества, порядок закрытия общества.

Председатель приходского совета — протоиерей Ал. Вязовский.

Члены: Богомазов, Толчков, Подшивалов, Козин, Чер навин, Белякин, Баринов.

Члены причта: Селезнев, Рукавишников, Седова, Го лодухин, Осинин, Чичерин, Максимычев, Цепицин, Неимущева.

Список членов церковного совета с. Николо-Погост Городецкого уезда Нижегородской губернии

Члены причта:

  1. Протоиерей Александр Андреевич Вязовский, председа­тель, священник, земледелец, 79 лет, женат, в семье 7 человек.
  2. Священник Петр Феофилович Листов, член, священник и земледелец, 52 года, 6 человек.
  3. Диакон Василий Павлович Вознесенский, член, диакон и земледелец, 33 года, 8 человек.
  4. Псаломщик Александр Иванович Мартынов, член, пса­ломщик и земледелец, 36 лет, 2 человека.
  5. Псаломщик Николай Алексеевич Пряхин, член, псалом­щик и земледелец, 45 лет, 7 человек.

Члены:

  1. с. Николо-Погост: Иван Степанович Чуркин, член, земледелец, 58 лет, семейное положение — 2 человека.
  2. д. Бурково: Михаил Петрович Козин, помощник церков­ного старосты, земледелец, 58 лет, 10 человек.
  3. д. Савино: Павел Федорович Долинин, церковный ста­роста, земледелец, 35 лет, 9 человек.
  4. д. Сысово: Александр Васильевич Рукавишников, член, социальное положение — земледелец, 68 лет, 7 человек.
  5. д. Бакунино: Александр Петрович Максимычев, член; 58 лет, земледелец, 11 человек.
  6. д. Медведково: Иван Михайлович Толчков, член, зем­леделец, 57 лет, вдовец, 5 человек.
  7. д. Чистомежное: Дмитрий Яковлевич Горнов, член, земледелец, 52 года, 5 человек.
  8. д. Щекино: Михаил Александрович Богомазов, член, земледелец, 52 года, 5 человек.
  9. д. Суздалево: Михаил Александрович Белякин, член, земледелец, 55 лет, 5 человек.
  10. д. Петрушино: Дмитрий Степанович Белякин, член, земледелец, 42 года, 6 человек.
  11. д. Савино: Алексей Павлович Дунаев, член, социальное положение — земледелец, 46 лет, 6 человек.
  12. д. Долганиха: Иван Алексеевич Грачев, член, земледе­лец, 41 год, 11 человек.

Член приходского совета, священник Петр Листов, диакон В. Вознесенский, псаломщик Н. Пряхин

Список членов причта с. Никольский Погост Городецкого уезда Нижегородской губернии

  1. Соколов Василий Александрович — священник.
  2. Вознесенский Василий Павлович — священник.
  3. Вязовский Александр Андреевич — священник.
  4. Покровский Константин Васильевич — дьякон.
  5. Мартынов Александр Иванович — псаломщик.
  6. Пряхин Николай Алексеевич (д. Щекино) — псаломщик, крестьянин.

Все члены причта — лица духовные, особого имущества не имеют.

Председатель приходского совета: протоиерей Александр Вязовский Секретарь: священник Петр Листов

Список уполномоченных николо-погостинской религиозной автономной общины православных на основе греко-российского исповедания христиан, избранных 27 мая 1923 года, Николо-Погостинской волости Городецкого уезда Нижегородской губернии

  1. д. Щекино, Богомазов Михаил Алекс.
  2. д. Сельцо, Подшивалов Степан Алекс.
  3. д. Восчестниково, Павлычев Михаил Дмитр.
  4. д. Долганиха, Грачев Иван Алекс.
  5. д. Чередково, Нефёдичев Алекс. Степ.
  6. д. Николо-Погост, Чернавин Алекс. Петр.
  7. д. Бурково, Козин Михаил Петр.
  8. д. Савино, Долинин Павел Федор.
  9. д. Сысово, Рукавишников Александр Васил.
  10. д. Гордеево, Кузьмичев Василий Иван.
  11. д. Басурманиха, Кириллов Иван Мих.
  12. д. Суздалево, Белякин Михаил Алекс.
  13. д. Харламиха, Ревяков Сергей Иван.
  14. д. Медведково, Толчков Иван Мих.
  15. д. Лисицыне, Рукавишников Петр Алекс.
  16. д. Чистомежное, Привалов Степан Макар.
    1. д. Ковалеве», Баринов
    2. д. Бутаково, Ососков Иван Степан.
    3. д. Крестьяниха, Бутрюмов Андрей Вас.
    4. д. Бакунино, Пылайкин Михаил Алекс.
    5. д. Плесянки, Милов Алексей Степан.
    6. д. Савино, Дунаев Алекс. Павлов.
    7. д. Безводное, Пронин Иван Макс.
    8. д. Щекино, Чечерин Петр Семенов.
    9. д. Шипилово, Грачев Матвей Никол.
    10. д. Петрушино, Белякин Дмитрий Степ.

Председатель приходского совета: протоиерей Ал. Вязовский. Секретарь: священник Петр Листов. Члены причта: священник П. Листов, диакон В. Вознесенский, псаломщик Мартынов

Список учредителей спасо-преображеиской православно-религиозной общины с. Никольский Погост Балахнине ко го района

  1. д. Сысово, Рукавишников А. В.
  2. д. Восчестниково, Павлычев М. Д.
  3. д. Бакунино, Максимычев А. П.
  4. д. Бутаково, Ососков И. С.
  5. д. Фаладово, Шептушкин А. П.
  6. д. Бурково, Неимутцева М. Д.
  7. д. Щекино, Богомазов М. А.
  8. д. Сивково, Епятин Гр. И.
  9. д. Крестьяниха, Бутрюмов А. В.
  10. д. Суздалево, Белякин М. А.
  11. д. Клепиковка, Хорошавин Н. В.
  12. с. Николо-Погост, Калинников М. Д.
  13. д. Плесянки, Белов М. К.
  14. д. Сельцо, Подшивалов С. А.
  15. д. Бараново, Сачков А. Д.
  16. д. Гордеево, Кузьмичев В. И.
  17. д. Савино, Ожигин А. И.
  18. д. Буйное, Буянов В. Я.
  19. д. Сельцо, Чечерин И. С.

Анкета на служителей культа

Спасо-Преображенская церковь николо-погостинской общины

Пряхин Николай Алексеевич, псаломщик с декабря 1918 г. Получает вознаграждение 415 руб. в год.

9 апреля 1930 г.

Спасо-Преображенское николо-погостинское религиозное общество

Вознесенский Василий Павлович, диакон до 1924 г., потом священник. Получает в год 830 руб.

Спасо-Преображенская религиозная община с. Николо-Погост

Вязовский Владимир Александрович, 1885 г. р., священник Погоста с 1929 г., получает в год 830 руб.

Николо-погостинское религиозное общество

Мартынов Александр Иванович, 1887 г. р., псаломщик, получает 410 руб.

6 апреля 1930 г.

ЦЕРКОВНЫЙ ХОР

\it/

Церковный хор пел по праздникам и воскресным дням, в остальные дни пели певчие левого клироса (псаломщики Пряхин Николай Алексеевич и Мартынов Александр Иванович, Неиму- щева Мария Дмитриевна, Петрова Лидия Михайловна, Пряхина Мария Николаевна и др.).

Спевки хора проводились два раза в неделю в подколокольне с ламповым освещением и свечами, а детям разрешали слушать хоровое пение на печке. В хоре было более 40 певчих. На фотографии в конце кнги представлен хор:

Маликин Арсентий Иванович — регент (в центре), Белякин Дмитрий Степанович — церковный староста (в центре),

Козин Михаил Петрович — помощник старосты (в центре), Мартынов Александр Иванович — псаломщик (в центре). А также:

Маликин Михаил Иванович Маликин Василий Иванович Шадрин Александр Шадрин Алексей Андреевич Маликин Павел Иванович Дурашин Иван Николаевич Ковровский Александр Иванович Лизунов

Богданов Николай Дмитриевич Чернавина Мария Алекс.

Турова Клавдия Ивановна Турова Антонина Ивановна Копылова Антонина Алексеевна Вознесенская Анна Ивановна Казанцева Таисья Петровна Дурашина Антонина Михайловна Мохова Нина Казанцева Вера Петровна Мартынова Мария Александровна Ковровская Капитолина Александровна Вознесенская Валентина Васильевна Кокурина Антонина Степановна Шадрина Мария Алексеевна Малкин Алексей Михайлович Дурашин Михаил Иванович Ковровский Александр Александрович Дурашин Николай Иванович Кокурин Николай Иванович Брунов Лев

Мохова Екатерина Дмитриевна Мохова Мария Дмитриевна Мохова Валентина Дмитриевна Мохова Ольга Дмитриевна Мохова Александра Дмитриевна Ковровская Анна Александровна Белякина Анна Дмитриевна Богданов Петр Дмитриевич Богданов Александр Дмитриевич

Казанцева Мария Петровна Дурашина Софья Ивановна Шадрина Касиния Александровна Шадрина Евстолия Александровна Шадрина Антонина Александровна Подшивалов Александр Степанович Мочалов Александр Петрович Ковровская Вера Михайловна Чернавина Александра Александровна

О РЕПРЕССИЯХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА НИКОЛО-ПОГОСТИНСКОГО ХРАМА В 1937 ГОДУ

При сталинской политической системе человек не был лич­ностью в правовом отношении. Отсутствовали гарантии право­вой защиты. Проявлялось пренебрежение к личным чувствам, переживаниям человека, формировалось желание выявить «вра­га». Система уничтожала все, что входило в понятие «свобода личности»: самостоятельность, независимость суждений, кри­тичность, оригинальность, инициативность, творческое мышле* мне. Система внедрялась во внутренний мир человека, и сопро­тивляться ей было невозможно. Тех, кто пытался это делать, постигала одна участь — репрессии. Штамп «враг народа» ставился на своих и чужих, знакомых и родственниках, негра­мотных мужиках и академиках. В одних лагерях проходили массовые расстрелы «врагов народа», в других была создана огромная армия лагерного труда для строительства «светлого будущего» с помощью легальных полукрепостнических и даже рабских форм эксплуатации.

В 1937 году подверглись репрессии и служители культа Николо-Погоста.

В Погосте рядом с домом Капитолины Александровны Богдановой до 20-х годов находился дом священника Вязовского Александра Андреевича (1846 г. р.). У священника и его жены Натальи Александровны были дочери: Александра, Ольга, Касиния, Софья, в Москве жили Евдокия и Мария, а также сыновья Владимир и Николай. Замужем были только Ольга и Евдокия, а женатым — Владимир.

В 1929 году в Погосте принял сан священника и сын Александра Андреевича — Вязовский Владимир Александрович (1885 г. р.), вернувшийся из четырехлетней ссылки за неугодную местным властям проповедь. У Владимира Александровича и его жены Веры Михайловны было двое детей: сын Вячеслав (учился в Горьковском медицинском институте; от учебы помешался и умер) и дочь Галина (училась в Балахне на бухгалтера и осталась там жить). Отец Владимир служил в Погосте до 1937 года.

Вторым священником в Погостинском храме был Сергиев­ский Сергей Иванович (1891 г. р.). Приехал он с женой Марией Андреевной (1896 г. р.) в Погост из села Иконникова Балахнин- ского района в 20-е годы.

Наступил 1937 год — год репрессий. С конца августа нача­лись аресты служителей культа Погостинского храма. Так, 28 ав­густа были арестованы священники Сергиевский Сергей Ивано­вич и Вязовский Владимир Александрович. Был арестован дьякон Пряхин Николай Алексеевич (псаломщик — с декабря 1918 г., дьякон — с 1937 г.). 15 сентября арестовали протодиакона Покровского Константина Васильевича (родился в 1896 г. в

д.   Солонихе Спасского уезда Нижегородской губернии. При­ехал с семьей в Погост в 20-е годы. Жена Пелагея Григорьевна, 1892 г. р., москвичка). 27 сентября был арестован Белякин Дмитрий Степанович, староста храма, председатель церковного совета. Их обвиняли в том, что они состояли в церковной организации, возглавляемой митрополитом Нижегородским Феофаном, и активно участвовали в контрреволюционной тер­рористической организации к ВМН. Всего в сентябре — октябре было арестовано 12 священников Балахнинского района.

Дмитрий Степанович Белякин (1875—1942) родился в д.   Петрушино. Хотя и был не силен в грамоте, но хорошо владел плотницким и столярным делом, знал крестьянский труд. Работал в своем хозяйстве, жил с родителями. Женился на сироте Наталье Ивановне Горячевой из д. Блудово.

В 1927 году в Петрушине была организована артель по коневодству и грузовым работам при Зиняковском комитете крестьянской общественной взаимопомощи Городецкого уезда. Ее первым председателем стал сын Дмитрия Степановича — Павел Дмитриевич, а сам Дмитрий Степанович работал в этой артели. У него был паром — перевоз через Волгу, на котором доставляли винно-водочные изделия в магазины Погоста, а также перевозили людей. Делали это вручную — веслами, баграми.

В 1931 году на базе этой артели в Петрушине организовался колхоз имени М. И. Калинина. Дмитрий Степанович до ареста работал в колхозе, одновременно являясь старостой храма и председателем церковного совета в 1927—1937 годах. Помогал ему Козин Михаил Петрович из д. Бурково.

У Дмитрия Степановича было пятеро детей: Павел (1909), Григорий (1916), Анна (1917), Мария (1923), Федор (1926). Все они работали в колхозе. Дмитрия Степановича прихожане очень уважали. И хотя он не раз отказывался от должности старосты, но приход его избирал, просил еще послужить, и он соглашался. Душевный, интеллигентный, Михаил Петрович Козин оставался помощником старосты. Работала и церковная двадцатка, а из двадцатки — тройка: Максимычев Иван Александрович (Баку­нине), Крестиков Василий Иванович (Савино), Долинин Павел Федорович (Савино). За свечами они ездили в Городец. Дмит­рий Степанович регулярно отчитывался перед верующими, обычно после обедни.

В 1937 году начали повсеместно закрывать храмы. Здания церквей переоборудовались под клубы, картофелехранилища, зернохранилища, склады. Весной этого года, после закрытия церкви в Погосте, ее служителей посадили в балахнинскую тюрьму. Через две недели их выпустили. При закрытии церкви были изъяты облачения, ризы служителей культа. Часть их и оклады, а также иконостас хранили православные прихожане.

Жители Погоста и окрестных деревень, узнав о намерении чиновников снять церковные колокола, выступили против этого. Память жителей до сих пор хранит события близкой старины. Так, Елизавета Алексеевна Грачева (1901 г. р.), жившая под колокольней церкви, рассказывала, что лили колокола в яме у Буркова, близ Погоста. Всего было пять колоколов — три больших и два маленьких. Самый большой весил 700 пудов, второй —поменьше, третий — еще меньше. А вот по другим данным, в 1868 году колокол для Никольской церкви лили в овраге у Буркова, за Погостом. Жители села и деревень приносили на плавку ложки, самовары, монеты, драгоценности из серебра и золота. Весил этот колокол 560 пудов. Поднимали его всем миром. Звон колокола был чистым, звонким.

Николо-Погост славился колокольным звоном. Весной, во время разлива Волги, его звон был слышен в Нижнем Новгороде, на Откосе. На пасхальной неделе, со слов Нины Александровны Чернавиной (1912 г. р.), звонили без перерыва, сменяя друг друга, и у большого колокола был такой язык, что раскачивали его втроем, а иногда вчетвером.

«Бунтарей», выступивших против снятия колоколов, забра­ли в Балахну и посадили в тюрьму на два месяца. Среди них были Белякин Дмитрий Степанович (церковный староста), Неимущева Мария Дмитриевна из Буркова (пела на клиросе, ходила регулярно в церковь, читала часы, служила всем всегда бесплатно), Лебедева Анфиса Ивановна из Николо-Погоста (ходила регулярно в церковь, жила в доме рядом с церковью, теперь дом Селезнева Николая Александровича), Дубинина Александра из Погоста, Соколова Елена Александровна тоже из этого села (монахиня-прислужница, жила под колокольней).

Сидела и работала эта пятерка «бунтарей» в Чернораменке. Так, Д. С. Белякин, к примеру, подвозил женщинам на лошади воду. Пришлось протодиакону Константину Васильевичу По­кровскому хлопотать за своих людей, и в июле 1937 года их освободили. Вот только Анфиса Ивановна Лебедева умерла там, в Чернораменке, но похоронили ее сельчане на кладбище в Погосте.

В отсутствие осужденных и были сняты церковные колокола. Снимали их без народа, люди стояли за оградой, они были напуганы расправой над пятью сельчанами, выступившими против снятия колоколов и еще отбывавшими неопределенный срок в тюрьме. Все были предупреждены: в случае оказания сопротивления будет применено оружие. Сняли все колокола, оставили только один. Люди за оградой плакали навзрыд. При падении колоколов содрогалась земля. Самый большой колокол ушел глубоко в землю. Его выкопали и увезли, а осколки еще долго собирали сельчане. После снятия колоколов церковь закрыли и службы больше не было (конец июня 1937 г.).

С утратой колоколов мы потеряли нечто очень важное в жизни. Чего достигли, сбросив их с колокольни? Ничего. Онемела наша земля... Вечное остается, если даже его изгоняют, взрывают, разбирают по кирпичику. Оно остается в душе народа. Но в народной душе все-таки отмер какой-то чувстви­тельный нерв.

С возведением Погостинского храма изменился облик села. Красивым стал пригорок, на котором он стоял. С колоколами оживились и просторы. Колокольный звон нужен всем сам по себе, как составная часть нашей национальной культуры. Над селом плыл благовест с храма и скорбные удары в минуты прощания — ведь это потребность живых корней. Красивы были в верхних проемах колокольни качающиеся колокола. Звук плыл над селом, уходил далеко в луга, на Волгу, в леса, возносился к небу. Церковь пела, колокола тоже. Со всеми говорила Святая Русь — страна колокольная...

В это время председателем исполкома Николо-Погостинского сельского Совета был Федор Макарович Голованов. По его указанию помещение летней церкви превратили в зерносклад, еще в начале 1937 года засыпали его зерном.

Начались допросы и аресты служителей культа. Так, в августе — сентябре вызывали на допросы Константина Василь­евича Покровского. В ночь на 15 сентября привела его домой тройка — следователи из Балахны — и всю ночь производили обыск. Семью разбудили, жену отправили в соседнюю комнату, разговаривать не разрешали, допрашивали даже сына. Все в доме перевернули, перетрясли, перешвыряли. Забрали всю светскую и церковную литературу, все фотографии родителей и драгоценности — перстни, золотую цепочку, золотые часы с позолоченной крышкой, полированную шкатулку, в которой они лежали, золотые браслеты для девочек. Все отобранное у детей и жены священника следователи в описи не указали и впоследствии ничего семье не вернули. В 7-м часу утра Констан­тина Васильевича Покровского забрали и повели в Балахну, членам семьи не разрешили его проводить. Шестеро детей смотрели в боковое окно на уходящего от них навсегда отца. Домой Константин Васильевич больше не вернулся, а был ему только 41-й год. Осталась Пелагея Григорьевна с детьми без денег, без клочка земли, да еще установили на хозяйство большой налог. Условия выплаты налога в те годы были жесткие: не заплатишь налог вовремя — в тюрьму посадят или дом отберут. На недоплаченный налог росли пени, а на пени росли новые пени.

В конце сентября 1937 года митрополит наложил на прото­диакона Покровского Константина Васильевича сан священни­ка. А арестованного в это время власти приговорили к расстрелу. Священник Николо-Погостинского храма К. В. Покровский был расстрелян 4 ноября 1937 года в г. Горьком.

Управление Комитета госбезопасности СССР по Горьковской области г. Горький, ул. Воробьева, 1

На Ваш запрос от 2 сентября 1991 г. сообщаем, что Ваш отец — Покровский Константин Васильевич, 1896 года рождения, уроженец дер. Солониха Спасского района, до ареста — служитель религиозного культа в с. Н.-Погосте, был 28 октября постановлением тройки УНКВ осужден за якобы активное участие в контрреволюционной террористи­ческой организации к ВМН. Приговор приведен в исполнение 4 ноября 1937 г. в г. Горьком.

Местом захоронения жертв сталинских репрессий является в г. Горьком Бугровское кладбище.

Свидетельство о смерти получите в загсе г. Балахны 31 октября 1991 г.

Реабилитирован посмертно 20 января 1992 г.

27      сентября в 22 часа арестовали Дмитрия Степановича Белякина у себя дома в Петрушине. Следователи — тройка — произвели обыск, нашли и взяли облигации, сняли с рук кольца, забрали кольцо матери и подарок от знакомого — микроскоп. В доме учинили полнейший беспорядок. Дмитрию Степановичу разрешили одеться и повели его на переправу к Волге, в Балахну, в белый дом (НКВД).

Дети Дмитрия Степановича и родственники ездили в Балах­ну узнать о его местонахождении. Им ответили, что он находится в г. Горьком в тюрьме, недалеко от Ляхова. Пришлось им выстоять там очередь, но дежурный ответил, что Белякин не поступал, он еще в Балахне. Из этих поездок ничего не удалось выяснить. Дети и родственники подавали многочисленные запро­сы. В основном обо всех хлопотали Покровские. Работники НКВД в Балахне обещали вернуть вещи Дмитрия Степановича, облигации, но так, конечно, ничего не было возвращено. Не вернулся домой и Д. С. Белякин — его расстреляли 12 сентября 1942 года.

28      августа 1937 года были арестованы священники Вязовский Владимир Александрович, Сергиевский Сергей Иванович и дьякон Пряхин Николай Алексеевич.

Сергиевский Сергей Иванович родился в 1891 году в селе Иконникове. В молодости работал бухгалтером на валяно­сапожной фабрике (теперь санаторий «Городецкий»), потом окончил курс Нижегородской духовной семинарии, с 20-х годов был священником в Николо-Погосте. Жена, Сергиевская Мария Андреевна, 1896 года рождения, учительствовала в Чернолес- ской пустыни. Родилась в г. Ревеле в семье офицера. У четы

Сергиевских было двое детей: сын Евгений Сергеевич (1921 г. р.) и дочь Галина Сергеевна (1929 г. р.).

После ареста служителей культа 28 августа 1937 года Мария Андреевна продала дом в Николо-Погосте и, уплатив установ­ленный на хозяйство большой налог, переехала с детьми в Балахну. Жить пришлось в одной комнате с другой семьей. Мария Андреевна не могла устроиться на работу учительницей в школу. Ее не брали, ей отказывали — жена священника не имела права работать с детьми. После долгих хождений в гороно, когда уже не было никакой надежды на работу, Мария Андре­евна написала в Москву письмо М. И. Калинину и отправила его с проводницей поезда. Письмо возымело действие. Вскоре работники гороно предложили ей работу в нескольких школах Балахны. Мария Андреевна выбрала школу № 5, в ней и учительствовала до пенсии.

Сын Марии Андреевны, Евгений Сергеевич, окончил Бот­кинское пехотное училище с отличием в звании лейтенанта. Воевал на Курской дуге, погиб 2 сентября 1943 года. Награжден (посмертно) орденом Отечественной войны I степени. Награду вручили Марии Андреевне в райвоенкомате вскоре после гибели сына.

Выйдя на пенсию, М. А. Сергиевская переехала в 1964 году в г. Заволжье к своей дочери, Галине Сергеевне, и зятю, Александру Андреевичу Уточкину (в Заволжье с 1952 г.), помогала воспитывать внуков — Сергея и Юрия. Умерла Мария Андреевна 10 апреля 1979 года. Похоронена в Заволжье рядом с зятем Александром Андреевичем.

У Галины Сергеевны Уточкиной сын Сергей умер 24 ноября 1998 года. У него два сына — Константин и Евгений. Сын Юрий Александрович работает тренером на стадионе. Жена, Татьяна Ивановна, с дочерью Еленой (учится в институте) работают на моторном заводе.

Все арестованные: Сергиевский Сергей Иванович, Вязовский Владимир Александрович, Пряхин Николай Алексеевич, Беля­кин Дмитрий Степанович, Покровский Константин Василь­евич — на следствии держались достойно. Никто из них не вернулся домой, все пятеро расстреляны. Реабилитированы (посмертно) служители культа Николо-Погостинского храма в 1992 году.

НИКОЛО-ПОГОСТИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В 1938 году

В 1938 году еще сохранились церковный совет и общее собрание общины, но сопротивляться «системе» становилось трудно. Деятельность церковского совета и общего собрания общины — под жестким контролем РИКа.

В Балахнинский райисполком

Мы, верующие православной церкви, в настоящее время не можем исполнять религиозные обряды в церковном помещении, и у нас нет священника. Просим вас, Балахнинский райисполком, нам разрешить службу в Н.-Погостинской церкви. Разрешите взять нам священника для совершения религиозных обрядов.

1 мая 1938 г.

М. Павлычев, А. Селезнев, А. Д. Никитина

Верующим Н.-Погоста Павлычеву М. Д., Селезневу А. П., Никитиной А. Д.

На Ваше заявление райисполком сообщает, что помещение у веру­ющих никто не отбирал и оно находится в ведении верующих. Райиспол­ком никогда не имел препятствий по совершению религиозных обрядов верующим, но райисполком не решает вопроса подыскивания священ­ника, а ведеттолько регистрацию и проверяет правильность соблюдения инструкции в этих случаях.

Зав. общим отделом РУКаХлынов

В президиум Балахнинского райисполкома Горьковской области религиозной общины

с. Н.-Погост

Заявление

Приходская община с. Н.-Погост настоящим обращается в президи­ум Балахнинского райисполкома с просьбой зарегистрировать к нашей церкви избранного нами служителя религиозного культа священника Исакова Петра Алексеевича. При сем прилагаем справку патриаршего местоблюстителя за № 614.

10 августа 1938 г.

Члены церковного совета: Никитина Анна Дмитриевна (д. Сивково), Павлычев Михаил Дмитриевич (д. Восчестниково),

Селезнев Александр Петрович (д. Лосево)

 

Справка из Московской патриархии

Дана протоиерею Исакову Петру Алексеевичу (1883 г. р., священник с 1904 г., служил в Починковском районе) в том, что он назначен штатным священником в Никольской церкви с. Н.-Погост, состоит в общении с Московской патриархией и в священнослужении не запрещен.

Патриарший местолюбитель Сергий, митрополит,Московский (п е ч ат ь) 5 августа 1938 г. Москва

Заседание президиума Балахнинского РИК от 28 августа 1938 г. о создании комиссии по ликвидации церкви в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1938 г.

Создавались комиссии по ликвидации церкви и культимущества из представителей: 1. От райисполкома —член президиума Редькин. 2. От отдела народного образования. 3. От райфо —инспектор госдоходов.

Комиссии в присутствии представителей от общины церкви произво­дили ликвидацию церкви и культимущества в соответствии с инструкцией по вопросам культов, утвержденной Постановлением ВЦИКи СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.

Заявление

Просим президиум Балахнинского райисполкома резрешить нам провести собрание общины верующих на 4 сентября 9 час. утра в помещении жилой комнаты под колокольней. Повестка: об уплате недоимки и пени по налогу со строений, согласно предупреждению райфо, и вопрос о сдаче в пользу государства Никольской кладбищен­ской церкви.

29 августа 1938 г.

Павлычев Mi, Селезнев А., Никитина А.

Церковному совету Никольский церкви

На основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г., 1 января 1932 г., пункт 57, Балахнинский райисполком на Ваше заявление дает разрешение на проведение собрания верующих Ни­кольской церкви в церковной ограде 4 сентября 1938 г. с повесткой:

  1. Об уплате недоимки и пени по налогу со строений и земельной ренте.
  2. О передаче государству здания кладбищенской церкви.

Собрание провести с 2 до 4 час. дня.

Постановка других вопросов на собрании воспрещается.

Председатель РИК Секретарь Редькин

Разрешение получила Никитина Анна Дмитриевна.

174

Протокол от 4 сентября 1938 г. общего собрания общины верующих Н.~Погостинской церкви

Повестка:

  1. Об уплате недоимки и пени со строения церкви.
    1. О передаче государству здания кладбищенской церкви. Решение:
    2. Задолженность государству за кладбищенскую церковь в размере 2600 руб. оплатить.
    3. Кладбищенскую церковь оставить за собой.
    4. Собрание провели с 2 до 3 час. дня.

Председатель собрания Никитина Анна Дмитриевна (д. Сивково) Секретарь Петрова Лидия Михайловна (с. Н.-Погост)

 

Преображение

Новости Русской Православной Церкви



 
   

Храмовый ансамбль с. Николо-Погост

Наши друзья

 

 

 

 
     
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Нижегородская митрополия, Городецкая епархия
Разработано: www.aliceart.ru Сайты Нижнем Новгороде под ключ.
   
Яндекс.Метрика