Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.
 

Заказ сорокоуста

Не забудьте указать имя в форме Яндекса!

рублей Яндекс.Деньгами
на счет 41001775518019  
( Храм с.Николо-Погост )

Крещение детей

Внимание! Все, кто желает крестить своих детей, предлагается заполнить опросный листок (будущим крестным родителям) и отправить документ на нашу электронную почту: radosti-zisni@yandex.ru

Скачать опросный листок можно здесь

Подробнее об ответственности крестных и родителей по ссылке

Наши друзья

 
+ Николо-Погост. Книга 1
Николо-Погост. Книга Первая

ИСТОРИЯ ИМЕНИТОГО СЕЛА НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ



НИКОЛО-ПОГОСТ — ДРЕВНЕЙШЕЕ СЕЛО НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ | Печать |  E-mail

Древнейшее село Нижегородского Поволжья Николо- Погост, основанное в XII веке, раскинулось прямо напротив Балахны, на высокой горе, на левом берегу Волги, недалеко от устья У золы.

В XIII —XIV веках Николо-Погост, бережно сохранив при­знаки древнейшей истории освоения русскими Поволжья, стано­вится административно-хозяйственным и духовным центром Заузолья.

Наиболее раннее упоминание о Погосте содержится в Писцо­вой книге 1534 года Алексея Жедринского. В ней говорится о Погосте уже как о давно существующем поселении с рубленой церковью.

По преданию, местность эта в те давние времена была покрыта сплошным лесом, от которого впоследствии сохранился только один большой пень на Старцевском поле, в 50 саженях от Николо- Погоста. Первая церковь в селе была построена именно из деревьев этого леса.

В Дозорной книге 1591 года говорится, что церковь Николы в селе «древяна, клетцки». Она представляла собой простейший тип русского бревенчатого храма с двускатными кровлями над моленным залом, трапезной и небольшой папертью. Церковь возводили всем приписанным к Погосту миром.

В Погосте содержались в исправности паромы и ладьи переправы через Волгу, на 100 гектаров складывались клети дровяного и строевого леса, сгонявшегося в плотах и высокоборт­ных беленах с верховий У золы для балахнинских соляных варниц и кирпичных заводов — Николо-Погост стоял в древно­сти на дороге из Городца в Нижний Новгород.

В XVI веке на берегу У золы каждой зимой рубилось много разновеликих судов. Стоимость их на нижегородском торгу была немалой: судна 60-метровой длины — 30 рублей, 20-метровой — 10 рублей.

Погост получил благоприятные условия для развития благо­даря официальному учреждению в 1641 году близ Макарьев- Желтоводского монастыря знаменитой ярмарки.

В начале XVII века в Погосте возвышалось уже два рубленых храма. В 1635 году по ходатайству Никольского сельского старосты Митки Частомежельского храмы были подновлены, и в них освящено уже три престола. Не прошло и десяти лет, как в условиях мирной жизни Поволжья и быстро развивающихся экономических связей сложились предпосылки для быстрого торгово-промышленного развития села. Холодный храм в Погос­те был срублен уже шатровым, а теплая церковь — клетцкой с отдельно стоящей колокольней. Так возник, как и в других русских землях, погостовый ансамбль.

Значение Николо-Погоста, центра хозяйственной и духовной жизни обширного района Заволжья, к середине XVII века стало еще более заметным. На площади перед храмами появился «съезжий двор, на нем горница с комнатою на подклетех, пред нею сени, а в подклетех тюрьма... да житной двор огорожен тыном, а в нем 16 житниц, земли под ними в длину 27 сажен, поперег 17 сажен, збирается в житницы по московскому отпуску посыльной и стрелецкой хлеб». Рядом стояли и два двора государевых приказчиков, у каждого «горница на подклетех да повалуша, меж ними сени да крыльцо, да баня на режах, да погреб с напогребицею, да поварня, да ворота створчатые в бревенной же горотьбе». Особняком возвышался государев кружечный двор с ледником, амбарами и пьющей избой.

Кроме церковного причта и государевых целовальников в Погосте жили тогда шесть крестьянских и одиннадцать бобыль- ских семей. Оторванные от земли бобыли занимались кузнечным и гончарным промыслами, откупали погодно перевоз через Волгу, рубили строевой лес и сплавляли его по Узоле и Волге на торги понизовых городов. Только под «дровяное кладбище» для балахнинских соляных варниц под Погостом был занят луг площадью более 180 гектаров. А зимой в пойме У золы рубились речные суда, которые по высокой вешней воде перегонялись для продажи в Балахиу или Нижний Новгород.

В XVIII веке Николо-Погост оставался административно­хозяйственным и духовным центром Заволжья. Его приход составлял 440 дворов (жители соседних деревень и починков). Платы за требы и значительные вклады доброхотов позволили церковному причту в середине XVIII века сосредоточить значи­тельные средства и развернуть крупное каменное строительство новых храмов. Инициаторами работ стали старосты заузольских крестьян Гаврила Голованов и Максим Скрыпин.

13 марта 1752 года балахнинец Михаил Иноземцев взялся выполнить подряд: за лето изготовить «в своем сарае... работны­ми людьми и обжечь своими дровами на церковное строение болынаго кирпичу 60 тыс., позженнаго краснаго 50 тыс., белаго непрозженнаго 10 тыс., с платой по 1 руб. 25 коп. за тысячу».

Подряд был выполнен, и в зиму 1752 года заузольцы на своих лошадях перевезли кирпич в Погост. Храмы начали строить в центре села, куда сходились дороги из округи: из деревень Суздалевой и Бакуниной, из Бурыковой и Копейной, из Стар­цевой и ГЦекиных Гор.

Деревянный шатровый храм Спасо-Преображения разобра­ли и стали возводить храм ярусного типа. К моленному залу с востока примыкал одноабсидный алтарь, а с запада — простор­ная бесстолпная трапезная палата, перекрытая сомкнутым сво­дом. Верхний свет поступал из многочисленных окон с килевид­ными наличниками. Порталы боковых входов имели красивые киотцы [1].

Строительство Спасо-Преображенской церкви продолжа­лось 7 лет (с 1753 по 1760 г.), после чего те же каменщики приступили к возведению второго каменного (теплого) храма по типу рубленых «клетцких» церквей.

Моленный зал и трапезная находятся в общих стенах, каждое пространство перекрыто самостоятельным сомкнутым сводом. Объем моленного зала повышен и перекрыт пологой четырех­скатной кровлей.

Строительство теплой Владимирской церкви продолжалось также 7 лет (с 1761 по 1768 г.). Эта церковь с широко расставленными небольшими луковичными главками (пятигла- вием) на глухих барабанах, а также ярусная высотная Спасская церковь и расположенная между ними колокольня создали красивый архитектурный ансамбль. Сорокапятиметровая трехъ­ярусная колокольня завершалась стройным шпилем с большим крестом из кипариса. В 1865 году вместо рубленого забора вокруг храмов возвели кирпичную ограду с тремя коваными фигурны­ми воротами — это был последний штрих в процессе создания ансамбля Николо-Погоста.

Стараниями прихожан и при содействии церковного старосты иконостас в три яруса был вызолочен в 1867 году.

В 1814 году была построена кладбищенская церковь — однокупольное каменное сооружение строгой архитектуры. Церковь расположена за селом, отдельно от основного ансамбля.

Архитектурный ансамбль Николо-Погоста, построенный над кручей обрыва, отражаясь в водах Никольского озера и откры­ваясь сказочным видом с Волги, является замечательным памят­ником художественной одаренности местных каменщиков-масте- ров, а сорокапятиметровая колокольня со шпилем, господствуя над обрывом, долгое время отмечала вместе с многоглавием храма центр одного из древнейших сел Нижегородского Поволжья.

Село связано с биографиями многих выдающихся людей России. С 1797 года Погост стал вотчиной полководца и дипло­мата, фельдмаршала Н. В. Репнина, а после его смерти по дарственной перешел к роду Волконских. В 1809 году село стало владением будущего декабриста Сергея Григорьевича Волкон­ского. В ходе следствия над участниками декабрьского восстания 1825 года он сумел передать права наследования своей супруге — Марии Николаевне. «Прощаюсь навеки с добродетельной и бесценной моей женой и милым моим сыном, поручаю его нежной попечительное™ матери, а сыну завещанием родительским оставляю быть неизменно утешением и радостью его матери»,— писал князь в своем распоряжении. После того как Мария Николаевна отправилась за своим мужем в сибирскую ссылку, Николо-Погост перешел в управление опекуна ее грудного сына Николая — отца княгини, героя Отечественной войны 1812 года, командира Нижегородского драгунского полка Н. Н. Раевскому.

Все это делает судьбу одного из древнейших сел Нижегородско­го Поволжья Николо-Погоста особо значимой и ценной не только для отечественной культуры, но и для истории России в целом.

ЗЕМЛЯ ДРЕВНЯЯ, СВЯТАЯ

Тишина здесь такая, что каждый человек невольно расслаб­ляется и словно омывается живой водой, блаженным покоем. А красота такая, что даже зимой, когда краски невыразительны от серых облаков, голых темных перелесков вдали, смотришь — не насмотришься. Простор, широта, о которых обычно поется в раздольной песне.

Николо-Погост — земля древняя, святая. Село это, пожалуй, могло бы поспорить о древности с Городцом — история его началась еще до татаро-монгольского нашествия.

Нет древней земли без легенд и преданий. У Николо-Погоста их предостаточно. От Узолы вдоль Волги в сторону Нижнего Новгорода протянулась цепочка озер-стариц. В разлив они превращаются в единую протоку. И вот в ближнем озере, что прямо под горой, на которой село расположилось, есть, говорят, подземный ход от колокольни на другой берег Волги. Были очевидцы, видевшие на дне вздыбленную каменную плиту там, где подземный ход разрушен. Поговаривают и о кладах — полной золота барже, затопленной где-то неподалеку.

Земля — тайна. Сколько ног ступало по ней за все века! Сколько тел покоится в ней! Историческим местом в Николо- Погосте был шихан, верхний слой которого хранил следы старины глубокой до 1982 года.

Память жителей хранит события и близкой старины. Гордость села — колокольня и храмы. По всей Волге славился Погост колокольным звоном, который во время разлива да при сильном верховом ветре был слышен на Волжском откосе в Нижнем Новгороде. На пасхальной неделе звонили без перерыва, сменяя друг друга, — вот была радость у всех!

Богатое было село, и народ в нем был не бедный. Многие имели баржи. В 1918 году все баржи, естественно, отобрали. Так, у отца Ольги Александровны и Марии Александровны Дура- шиных была отобрана баржа-кормилица и 7000 золотом.

Николо-Погост в наши дни ветшает. Стареют дома, стареют люди. Некогда богатая интересными событиями жизнь замерла. Растут по косогору богатыри-деревья, журчат меж их корней ключики. Новостройки научно-технического, индустриального века не коснулись села — мощный совхоз с гаражами, складами, животноводческим коилексом вырос поблизости в поселке Иль­инском. Здесь же и школа, Дом культуры, магазины, торговый центр, администрация, современные многоэтажные дома.

Земля эта имеет два центра — древний, накопивший на высоком волжском берегу богатую ауру, которой весь проника­ешься, ступив в село, и новый — городского типа, с удобствами современной цивилизации и с ее бездушностью.

К сожалению, сейчас относятся к Николо-Погосту как к источнику музейньгх экспонатов. Государство не помогает ему сохранять культурные ценности. Уже редко где встретишь замечательную глухую резьбу, которой славилось село. Резное убранство лучших домов вывезено в музеи Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.

ВЛАДЕНИЯ ОТЦА И БРАТА КУЗЬМЫ МИНИНА В ЗАуЗОЛЬЕ

Всем известно имя Кузьмы Минина, самого примечательного деятеля русской истории XVII века, «выборного человека всего Московского государства», происходившего из посадских лю­дей. Он, уроженец Балахны, в конце XVI — начале XVII века в Заузолье бывал не раз. В Балахне жили два его брата — Федор и Иван, три племянника — Григорий, Петр, Иван и внучатые племянники — Сергей и Андрей.

Свою фамилию Минины вечи от Мины Анкудинова. В начале 80-х годов XVI века он являлся совладельцем соляной трубы Каменки.

В Писцовой книге 1591 года речь идет о дворцовой Заузоль- ской волости, где находились владения сына Мины Анкудинова, Федора. Федору Минину в Заузольской волости принадлежали сенокосные угодья и владения, связанные с держанием скота.

При этом имя самого Мины Анкудинова (отца) упоминается трижды: «Деревня Протасьева ГЦекина на Микольском истоке, деревня Сорвачева на речке Чуди, деревня Лютикова Казарпнов- ская за балахонцем за посадским человеком за Минею за Анкудинову принадлежали на праве собственности 3 деревни». В этих деревнях жили его работники, которые занимались сельским хозяйством. Во всех трех деревнях насчитывалось 13 5/12 десятин пахотной земли, 7 десятин хоромного леса. Это были немалые угодья.

Достаток Мины Анкудинова, его сыновей, внуков, правну­ков складывался разными путями. Они извлекали прибыль из солеварения, скупали городские земельные участки, владели сельскохозяйственными угодьями, а некоторое время даже дерев­нями.

В переписной книге 1674—1676 годов Федор, сын Мины, упоминается неоднократно. Размеры собственности его достаточ­но внушительны. Так, в большом ряду ему принадлежали два места, в рыбном — одно, в щепетильном — два лавочных места. На балахнинском усолье он владел варницей. Прибытком с дровяным местом — единолично, а варницами Налет и Новик — вместе с братом Иваном. Федор торговал мясом, рыбой, и у него было лавочное место в рыбном ряду.

Его брат Иван тоже упоминается в этой переписной книге. Он имел две варницы (в трубах за Федором было 875 бадей рассола, остальное — за Иваном).

Кузьма Минин торговал мясом и рыбой. Его племянники, Петр и Иван, проживали в одном дворе и имели две варницы, доставшиеся по наследству от отца Ивана. В соляных трубах братья владели 744 бадьями рассола — имуществом довольно значительным (по переписной книге 1674—1676 гг.).

Широкая, многообразная деятельность Мининых косвенно подтверждается челобитной сына Кузьмы Минина — Нефеда, жаловавшегося в 1616 году на то, что «нижегородцы и иных городов всякие люди на дядьях его и на людех и на крестьянех, поклепав, ищут напрасно». Минины вели дела не только с балахонцами и нижегородцами, но и с «иных городов всякими людьми».

Вот к такому роду достаточных и предприимчивых людей принадлежал Кузьма Минин. Торговля мясом и рыбой, на что единогласно указывают его современники, по-видимому, состав­ляла одну и, быть может, не самую главную сторону его деятельности. В действительности она могла быть разнообразнее и шире.


[1] Несмотря на позднейшую частичную перекладку стен трапезной и алтаря, главный объем Спасо-Преображенского храма сохранил первоначальные формы и декоративное убранство до нашего времени.

 

Новости Русской Православной Церкви


Поиск по сайту

Приглашаем псаломщицу для службы в нашем храме

Телефон настоятеля - 8-929-049-07-77


Православный календарь

Аудио-Проповеди


PopUp MP3 Player (New Window)
 
   

Храмовый ансамбль с. Николо-Погост

 
     
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с.Николо-Погост Городецкого района, Нижегородской области.
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Нижегородская митрополия, Городецкая епархия
Разработано: www.aliceart.ru Сайты Нижнем Новгороде под ключ.
   
Яндекс.Метрика